Как готовить и проводить марши и митинги

Вчера в Торонто прошел марш за восстановление демократии в России, прекращение российской агрессии в Украине, за освобождение Надежды Савченко и в память об убитом Борисе Немцове. Организаторы оценили общее число участников в 500-700 человек, по моим подсчетам (ВПС в оргкоммитет не входил, но активно помогал) около 350 маршировало от мэрии до российского консульства, где с самого начала стояли человек 60, т.е. не менее 400 человек.

Toronto-Mar-01-2015

Фото из ФБ (т.к. у меня такой удачной фотки не получилось)


Небольшое смонтированное видео (я на такое не способен, мне чужой славы не надо :))

После Москвы (более 50 тысяч на 12 млн населения), Питера (около 6000 на 5 млн жителей), Ярославля (около 1000 участников при 600 тысячах населения) наш результат совсем неплох с поправкой на примерно 100-120 тысяч русскоязычных. Во всяком случае на фоне 300 участников в Самаре (1.1 млн горожан), более 200 в Лондоне, 200 в Красноярске (1 млн), более 100 в Нижнем Новгороде (1.25 млн), где Немцов был губернатором, более 50 в Екатеринбурге (1.35 млн), десятки в Краснодаре (750 тысяч).

На марше присутствовали представители трех местных телеканалов и какое-то число других журналистов. Отчеты тут, тут и тут, упоминание в самом конце здесь.
Есть материал и о марше в Ванкувере.

Самым большим успехом, помимо представленной прессы, я бы назвал присутствие и выступление министра иммиграции Канады Криса Александера. Поскольку он какое-то время был послом в России, то хорошо владеет русским, потому значительная часть его речи была на русском (полностью можно посмотреть тут).

Toronto-Mar-01-15-Chris_Alexander_with_media

Разумеется, журналисты после митинга крутились около министра

Причем это не личная позиция министра или его ведомства, но и министра иностранных дел Канады, и премьер-министра Канады.

Сравнительно с акциями прокремлевских лжецов разница в 30 раз: на их акцию пришло 13 человек, но поскольку они стояли под рекламой фильма “12 обезьян”, то именно так они и вошли в историю 🙂

12 monkeys in Toronto

Впрочем и в Москве на про-путлеровские акции с помощью админ-ресурса 50 тысяч не согнать, т.е. холопы ленивы и свою позицию отстаивать без пинка не желают. Чем и отличаются от настоящих граждан, готовых тратить время и силы на поддержку и озвучивание своего мнения.

Поскольку, как я уже говорил, наблюдал процесс организации вблизи, позволю себе несколько наблюдений, годных скорее для иммигрантских общин, чем мероприятий в самой России.

1. Организационный коммитет должен состоять из нескольких человек, т.к. основную работу тянут все равно организаторы, одному не по силам.
2. “Картинка стоит тысячи слов”. Потому нужны плакаты!

Toronto-Mar-01-15-Posters

много разных плакатов!

Toronto-Mar-01-15-Posters_1

Договариваться с типографиями, платить за работу, покупать материалы, приделывать ручки – работы и расходов очень много!
Обычные участники могут сделать плакат для себя, причем очень творчески подойти к вопросу, но только один (максимум – два). Потому важно делиться идеями, т.е. иметь хранилище шаблонов и картинок, доступное всем: чтобы те, кто сам не может придумать плакат, могли напечатать картинку хорошего качества. Кстати, печать в Костко занимает время (около 30 минут, если заказывать один, допускаю, что 2-5-10 по времени не отличаются), но относительно недорога (в Торонто 6$ за один цветной постер 30 см на 45 см, о скидках при заказе нескольких не знаю).

Отсюда еще один вывод: хорошо бы заранее создать ПейПаловский счет и указать какие предстоят расходы, чтобы желающие могли пожертвовать деньги.

3. Раз мы говорим о ситуации в эмиграции, то для большинства прохожих надо подготовить краткие изложения проблемы. Текст должен быть не слишком длинным, доходчивым, со ссылками на авторитетные для местных источники (не особо политизированные или ассоциированные с политическими партиями).

Печать можно доверить простым участникам. Распечатают на работе или дома и принесут. На самом деле 50-100 листовок вполне достаточно, т.к. желающих брать листовки не так много (говорю по опыту в Торонто, возможно, в других местах иначе).

4. Кричалки. Придумывать кричалки можно в интернете (ФБ-группы вполне годятся), коллективно, там же и отбирать лучшие.
Предпочтительно короткие и рифмованные. Потом хорошо бы распечатать шрифтом 100 на листах и из нескольких мест показывать колонне. Иначе даже в относительно небольшой колонне то, что кричат в начале не слышно в конце.

Зачем они нужны? Чтобы еще больше сплотить и чтобы веселее было идти! 🙂 Определенный игровой, карнавальный элемент во всем этом есть. Потому кричалки нужны, на ходу их не придумать, а кричать старые надоедает быстро.

В холодный день кричалки поддерживают вяло (в Торонто было около -7 с ветром), без мегафона никак (возвращаемся к необходимости механизма для crowdsourcing, т.е. необходимость иметь вышеупомянутый Пейпаловский счет).

5. Флаги. Как выясняется за пару дней можно и не найти, лучше озаботиться заранее. Флаги на древках требуют доставки, т.е. заранее надо договориться, кто привозит и увозит все флаги, плакаты, т.е. у кого достаточно вместительная машина.
Флаги не на древках не возвращают, на следующее мероприятие если и приходят, то взять флаг забывают 😦

6. Реклама. Без поддержки местных русских СМИ ничего сделать нельзя. В Торонто нам давали рекламу неоднократно в некоторых газетах и русских передачах на радио. Бесплатно, разумеется.

7. Массовость. Отслеживать количество участникам по выбору “иду/going” на ФБ бесполезно. В обычных обстоятельствах приходит примерно треть обещавших прийти.

Что помогает – личные сообщения и просьба организовываться и приходить вместе с друзьями, т.е. например, договариваться о встрече на станции метро или ехать вместе на машине. Не пойти на митинг, если кликнул “иду”, никто не считает за проступок, а вот если я договорился с Васей или Таней, а в последний момент решил поваляться на диване или посидеть в интернете, я буду чувствовать себя крайне дискомфортно.

8. Сбор денег. Поскольку часть людей приходит не после ФБ приглашений, то о возможности пожертвовать небольшую сумму они должны узнать от организаторов на самом митинге или марше. Сборщика желательно показать всем. Чтобы бывшие советские люди не боялись мошенничества 🙂
А также четко объяснить на что были потрачены деньги и в какой сумме. На большие пожертвования лучше не расчитывать, но и при 100 “идущих” на ФБ не стоит тратить на плакаты и транспаранты больше $300 (10% могут сдать по 10-20 долларов, те, кто пришли “подготовленными”, т.е. со своим плакатом и т.п., считают, что уже внесли вклад и больше ничего не должны и т.п.). Дело не в том, что люди плохие, а в том, что шкалы оценки разные: человек рассуждает, мол, я пришел на митинг, значит сделал больше Сережи, который не пришел, чего ради в собственной системе координат он должен еще и пожертвование делать. Вот если бы человек сравнил себя с тем, кто потратил 3 дня на подготовку, всё бы выглядело иначе. Но сравнивать себя мы, люди, предпочитаем так, чтобы самооценка повысилась, а не упала.

9. Провокаторы. За несколько дней до марша в фейсбучный event пролез тролль, который за пару часов рассорил всех так, что чуть не отменили мероприятие. Потому за обсуждением и теми, кто участвует в интернет-обсуждении надо следить, при малейшем намеке на провокацию – баннить тролля и удалять его посты и комменты. И сразу объяснить остальным, что то была провокация.

На марш собирались прийти про-путлеровские провокаторы, но когда узнали, что марш будет сопровождать полиция, резко изменили точку зрения: они все за Путлера только до тех пор, пока не обнаруживают реальную перспективу (в своем, мифологизированном и зомбированном сознании) оказаться на маршруте “чемодан-вокзал-Россия”.

10. Марш предпочтительнее митинга в одной точке. Если не слишком жаркий день, разумеется. Но место назначения можно использовать для нескольких выступлений. Желательно кратких и по делу. Если речь на английском, то анализ, сложные, мало кому известные слова не нужны, буквально на уровне лозунгов и вызывающих эмоции фраз и образов. И добиваться реакции слушателей, чтобы они отвечали, повторяли и всячески чувствовали единство и сопричастность с оратором.

Надеюсь, что хоть кто-то извлечет из заметки полезную информацию 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s