“Don Giovanni”

В четверг слушали Don Giovanni в Канадской опере в постановке Дмитрия Чернякова. Судя по реакции публики в зале, я ожидал и сходной реакции критики. К моему удивлению, канадские критики распределились на шкале от полнейшего неприятия через резкую критику и неодобрительные оценки к мягко говоря отсутствию восторга или признанию противоречивости постановки. Как выяснилось, несмотря на призы, полученные в России, некоторые постановки Чернякова, как минимум, частью российских критиков воспринимались, как скандальные, но собственно реакция на “Дон Жуана” была благожелательной – тут, тут и особенно здесь.

При всех моих претензиях к постановке Чернякова, она – самое глубокое, самое психологически точное истолкование моцартовского “Дон Жуана“.


Метрополитеновская постановка Дзефферелли. Исполняют Брин Терфель (Дон Жуан) и Хей-Кюн Хонг (Церлина)

Первый шок публики и особенно критиков: режиссер изменил описание персонажей и вместо классического истолкования Церлина оказывается не крестьянкой, а дочкой донны Анны, а донна Эльвира кузиной донны Анны и законной женой дон Жуана, а Лепорелло – дальним родственником командора, живущим в его доме. Поскольку итальянский текст либретто не изменен, нововведение может показаться излишним, но кое-какие новые измерения к конфликтам оно добавляет!

Второй неприятный момент: постоянные опускания занавеса, на коем появлялись сообщения типа “пять недель спустя” или “через два дня”. Размазывание действия с буквально дня-двух до полугода трактовке больше помешало, а вот постоянные остановки игры оркестра меня здорово раздражали. Особенно с учетом того, что все действие происходило в одних и тех же декорациях, где только добавлялись стол, кресло и стулья.

COC-Don-Giovanni_3Майкл Шаде (дон Оттавио) и Джейн Арчибальд (донна Анна)

Художником-постановщиком был сам Черняков, почему он не мог решить проблему с увозом/выносом стола и стульев без вышвыривающих из океана музыки куда-то в пустоту пауз, не ясно. А вот ограничение места действия одной комнатой, ставшее для канадских и испанских критиков, чуть ли не красной тряпкой, не мой взгляд ничего не поменяло ни в сторону улучшения, ни в противоположную.

Немецкий дирижер Михаел Хофстеттер не особо порядовал, но и не напортачил больше среднего с оркестром оперы.
Труппа же была великолепна! Я бы выделил Джейн Арчибальд (донна Анна), Дженнифер Холлоуэй (донна Эльвира), молодую Сашу Джиханян (Церлина) и Майкла Шаде (дон Оттавио), но и итальянский бас Андреа Силвестрелли (командор), баритон Рассел Браун (дон Жуан) и Кайл Кетелсен (Лепорелло) были очень хороши!

Режиссер добился от певцов совершенно фантастической игры. Особенно хорош был Рассел Браун:
14-15-03-MC-D-1143Во время исполнения “шампанской арии” (в исполнении Мариуша Квеченя ее можно послушать тут, кстати данная постановка в Ковент Гардене – примерно тот уровень новаций, который благосклонно принимается критиками – добавить видео-проекции, а по сути с помощью вспышек переключить сознание в режим бессознательного функционирования).

Теперь можно включить видео с одной из самых мощных сцен – явлением командора и перейти к разбору предложенного Черняковым истолкования


Это из фильма 1990 года – Курт Молл (командор) и Самуэль Рамей (дон Жуан)

В режиссерском обращении к слушателям в программке Черняков поясняет, что в его трактовке дон Жуан – средних лет, скорее одиночка, противостоящий всем остальным, он мессия и маньяк, предлагающий отринуть всё и следовать за ним, это не молодой жеребец, а эдакий образчик кризиса среднего возраста, что-то вроде “седина в бороду – бес в ребро”. Было начав следовать дон Жуану, остальные герои вскоре “убоялись и обернулись против него”. Не знаю, возникали-ли у режиссера во время создания параллели с “Горем от ума” или даже евангельским сюжетом (последнее более вероятно – не зря же в режиссерском обращении упоминается мессия). Но трактовка Чернякова много глубже предлагаемого в программке.

Постановка эта увидела свет в Экс-ан-Провансе, а затем в Большом театре в 2010 году, когда самому Чернякову исполнилось 40 лет. Насколько это важно? Не знаю, но предполагаю, что в 30 лет такую интерпретацию классики не предложить, как и лет в 55. Почему? Да, потому что мы видим дон Жуана, смотрящего в разверзтующуюся пред ним бездну: он смертен, он стареет, его исчезновение с лица Земли неизбежно, он ничего не сделал, после него ничего не останется… И перед ним маячит черное ничто… Он хотел бы убежать, но как? Бегство невозможно.

И он пытается… Нет, пока не будем о том, куда он пытается отправиться.

После анализа классической трактовки остаются вопросы о том, почему все грехи свалили на дон Жуана, тогда как остальных пытаются представить “белыми и пушистыми” (об этом писал по следам постановки в Консерватории). Черняков, вероятно, задал себе похожие вопросы и предложил нашему вниманию, наверное, самое логичное объяснение. Во всяком случае куда более психологически точное, чем буквальная интерпретация либретто Лоренцо Да Понте.

Сцена в доме донны Анны. У Чернякова дочь командора дарит ласками дон Жуана. Он разбудил в ней женщину, она не ожидала от себя такого, ее жених никаких желаний в ней не будит. Она полна чувств, она готова лгать отцу, более того не так уж сильно ошарашенна его случайной смертью… Но смерть для того и входит в нашу жизнь, чтобы вернуть нас к морали, заставить желать наказать преступника или даже просто грешника максимально строго (о Terror Management theory я писал неоднократно).

Смерть комадора, в коей дон Жуан чувствует по-началу не особо сильную вину, поселилась в душе дон Жуана как вирус или паразит, который захватывает всё больше и больше места, чьи продукты жизнедеятельности отравляют всё вокруг…
“Если вот так случайно можно умереть, то мне куда бежать, бежать от смерти?” – возможно, думал дон Жуан. И от себя пытался спрятаться в бутылке. Питьё дает забвенье, но его веселья миг до неприличья краток. И дальше возвращается тоска, да не одна, а с тягостною болью.

Жуана искушает плоть младая: Церлина очарована и тем, как мерзостно-грязна повесы репутация, и тем, насколько старше он ее, практически – отец, по возрасту так точно. И тем, что может подразнить она Мазетто. И руку положа на сердце, она признается себе: “Мазетто скушен и не ‘секси’. Я не хочу его. Ну, разве только замуж!”.
Куда деваться дон Жуану, когда тугими соками напитанное мясо к нему пытается прижаться? Он думает о собственных грехах, но Библия, как близкий подлый друг, ему напоминает о Давиде. И Соломоне. Оба юнных дев в свои постели брали, как старели. И вроде молодели. Может тоже?

Но нет, решить он не успел – вошла Эльвира. И обличила, мол, какой подлец! И негодяй, и лжец, не держит слова!.. Вот только голос – голос выдавал, что все мечты у кошки – о сметане, что дон Жуан хорош настолько, чтоб его не отдавать ни молодой, ни старой!
У Чернякова тонкий тут момент: Церлина коль для донны Анны – дочка, то дон Жуан – совсем как Хлестаков. Пикантно, городничего жена у Гоголя – тоже, к слову, Анна (Андреевна – но это уж детали): как видим мать, так сразу – донна Анна! 🙂

Что дочь скорбящая о папе убиенном – пардон, от непотребного её же поведенья? Порядок полный тут: ведь всю свою вину плюс недо-удовлетворенные желанья собрала в кучу донна Анна – и нацепила всё на дон Жуана. Теперь его вина неоспорима. В ее глазах. И тех, кто с ней согласен. Её жених напрасно утешает: покуда не наказанный порок маячит постоянно пред глазами, она не может уступать Оттавио ни в чем. Включая назначенье даты свадьбы. Ей тяжело смириться с качествами мужа – любовник хуже он, чем дон Жуан. Покуда жив последний. До смерти дон Жуана – никому, ни с кем, но только с дон Жуаном! Ведь видит в ней он женщину нагую – без титула, наследства, лет прошедших, возможного рождения детей, совместно прожитых декад (уже иль только в будущем – не важно). Для женщины женой быть – лучший выбор. Во все моменты те, когда не удается быть женщиной в хтоническом значеньи примитивном.

Церлина в ситуации похожей: Мазетто инфантилен и обидчив, но самое ужасное – он скучен. Не может девушку никак он завести. Он не желает ей за дело всыпать (послушайте – одна из лучших арий!) – один в один мильон терзаний дамских от чтенья “50 оттенков“… Да, им манипулировать несложно, легко настолько, что совсем не манит… Удобный муж обычно жутко скучный. Такая неприятность скрыта в браке.

Меж тем в страданьях дон Жуана, его попытках устоять перед натиском недругов звучат трагические нотки: герой пытается преодолеть свой рок и волю всемогущих Олимпийцев, но виски не опора для героя. Равно слуга, что алчет только денег.

Однако смерти страх не сходит. Грешить не хочется. Бравады не осталось. Позерство только рвется в дольний мир. И перед кем – перед слугою. Он тщится смелым быть, но так, чтоб не узнали, насколько страх сковал его сознанье. Отсюда приглашенье командора. Ведь не придет убитый! Почему? Да, потому что дон Жуан уверен, что алкоголь родил виденья. Значит другие их не могут увидать. Мелканье в комнате и рядом командора – дитя грехов и страхов, водки, виски. Когда б не выпивка, как раньше дон Жуан был смелым. А так – он фору трусам и ничтожествам дает!

Ничтожества отлично понимают, что каждый мелок, гадок и предаст, как только будет выгодный тому представлен случай. Засим они стараются замучить любого, кто им зеркало представит иль образец, что можно жить иначе. И обнаружив гниль в своей душе, они сбиваются с другими в связку гнили, чтоб хоть не крепостью и чистотой души, но общим весом задавить того, кто избран жертвой.
Не забывайте: жертву избирают за – в том числе, – отсутствие изъянов. Когда грехов с избытком у судей, то два греха – простительно и жертве. Свершится суд! И в этом очищенье: судья тем чище будет, чем решенье его к жестокости по-ближе подойдет.
Эльвира, Анна и Церлина, Оттавио, Мазетто, Лепорелло и нанятый на командора роль актер свой произносят приговор. Повержен страхом дон Жуан, его убила совесть, признанье в том, что таки-да – грешил, и где-то рядом его боязнь исчезнуть бродит. И в уме мелькает – слава Герострата или великого любовника и богохула позволит отвратить исчезновенье, аннигиляции не будут, если помнят. Хотя бы как похабника и труса. Фигурой речи стать – бессмертие по сути. Героем анекдота – тоже дело: как будто звезды залетели в мрак могилы, и то одна, другая то – как вспыхнут! Знать вспоминают. Что равно – не умер!

Немного пошло? Было много хуже, когда морализировавшие мерзавцы оставались никем не обличенными вообще.

Единственно, что здорово мешает: о свадьбе подождать не меньше года в последнем акте просит донна Анна, но коль уже полгода промелькнули, зачем нам год еще? Да, требует задержки фальшивый траур по отцу. Но траур должен быть на год, а не на полтора!..
Но в целом восхищенью нет предела – и голосам, и музыке, и точности портретов. Наверняка, и Моцарт бы одобрил. Какая жалость, критики жестоки, как те, кто осудили дон Жуана… Ужель и их так бесят зеркала?

PS В среду 18 февраля и в субботу 21 февраля – два последних представления в Торонто.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третьей", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задумываться над проблемами вместо того, чтобы радостно получить от кого-то лёгкий для понимания однозначный ответ, толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.