Мираж совпадений

Даже ученые из престижнейшего Massachusetts Institute of Technology занимаются совпадениями, как и математики из Гарварда. Совпадения обсуждаются в контексте эволюционной теории и эволюции Вселенной. Может-ли такое быть, что Вася дважды подряд выиграл лотерею или Мэри столкнулась с одной и той же проблемой три раза за неделю, а Питер 9 числа сидел на 9 кресле в 9 ряду?

Я не собираюсь влезать в ведущиеся на полном серьезе дискуссии о том, могло-ли упасть больше нацистских бомб на бедные районы Лондона, чем на богатые ( стр. 3)? Мне достаточно понимания того, что на единицу площади в бедных домах живет много больше людей, потому бомба упавшая на бедный район вызовет куда больше разговоров, чем бомба упавшая на богатый, т.к. заметно больше людей могут пострадать в бедном из-за более высокой плотности населения (а часть богатых еще и за город могли заранее уехать, тогда как бедным деваться некуда).

Мне кажется, что вообще никаких совпадений нет. Некоторые события цепляют наше внимание больше, чем другие. По разным причинам, включая – не в последнюю очередь – нашу человеческую склонность к магическому мышлению. Потому никуда не девающееся кресло номер 9 в девятом ряду будет заполняться без особых проблем все дни месяца, но если же концерт/спектакль случится 9 числа, сидящий обратит на это внимание с большей вероятностью, чем если концерт случится 19 или 29 числа, хотя количество цифр 9 на билете не поменялось.

Если я читаю книгу или статьи на определенную тему, то по мере освоения материала, я буду обнаруживать всё больше связей между изучаемым и происходящим вокруг. Через месяц (или год) – даже если я буду продолжать ковыряться в том же вопросе, – обнаружение проявлений не будет вызывать столь же явный восторг, как в самом начале, потому шансы, что я выделю манифестацию Х в явлении 1 и явлении 2, как удивительную и заслуживающую привлечения внимания окружающих, будут весьма невысоки. Несмотря на то, что способность объяснять происходящее с помощью теории Х мной не утеряна.

Потому если вспомнить дзенскую притчу о том, что же движется – флаг или ветер, то ответ настоятеля можно истолковать как привлечение внимания (“ума”) к колышащемуся флагу. Двигался бы флаг, если бы на него не смотрели монахи? При наличии ветра – возможно, но мы бы о том не узнали. Вторая часть задачи, ускользающая от традиционного дзенского толкования, – допустимость нескольких толкований одного события, за каждым из коих будет некоторое количество доводов, способных удовлетворить как минимум часть наблюдателей или участников обсуждения.

Если бы я в примере выше не прочитал материалы по теории Х, я бы не обратил внимание на события 1 и 2 или на одно из них, я мог бы объяснить то, что заметил, иным способом и провел совсем не ту параллель, сделал другие выводы, чем после знакомства с теорией Х. Как бы это повлияло на сами события? Скорее всего никак (разве что при отличном ходе событий, я бы мог не быть наблюдателем одного из них или обоих). Знания, полученные мной, влияют на мои интерпретации происходящего, но не на происходящее per se.
То есть совпадения – это всплеск интереса к неким событиям у наблюдателя по причине придумывания последним некой, существующей исключительно в его (наблюдателя) сознании связи между событиями. Чем более странна связь для самого наблюдателя, тем громче он сообщит об обнаруженном.

Фактически обнаружение нами совпадений в окружающем мире – демонстрация степени нашей личной глупости. Ну, или определим это не столь обидным образом: не глупости, но когнитивных искажений, свойственных нам, и степени преобладания в нашем сознании автоматической “системы 1” над логичной “системой 2” (“слона” над “наездником” в метафоре Хайдта).

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

