Конкуренция и цены

Вдруг подумалось, что конкуренция может приводить не только к снижению цен, но и к их повышению. Нет, разумеется, никуда закон о связи спроса и предложения не девается, никакие основы экономической теории не опровергаются. Я о весьма специфической ситуации.

В Торонто на мой взгляд есть два выдающиеся кондитерские фирмы “Dessert trends” и “Rahier”. Нам с Риточкой много больше нравится “Рахье“, но в целом мы понимаем, что по ассортименту и уровню они принципиально отличаются от стандартных северо-американских кондитерских, за счет класса обходя и более распространенные итальянские и более привычные нам, выходцам из бывшего Союза, русские. Класс в данном случае означает изысканно-тонкое сочетание вкусов, без переполненности рецептов сахаром и жиром. Одним словом, мы предпочитаем французскую кухню и то, что ее имитирует 🙂

За последние пару лет цены на пирожные “Рахье” заметно выросли и догнали в цене “Десертные тенденции“. Причем рост перекрывает инфляцию в продовольственном секторе в Канаде, да и у конкурентов, включая те же “Десертные тенденции“, цены изменились мало.
На сем микроскопическом основании я, ничтоже сумняшеся, решил, что конкуренция может приводить к росту цен – правда, исключительно в случае нишевых продуктов, ориентированных не на массовый рынок, но на относительно небольшую часть  обеспеченных покупателей. Возможно, конкурентное давление в данном случае оказывается парадоксальным: если твоя продукция дешевле, может быть, она не элитная, может она не ровня продукции соседа?

Разумеется, дилетантские рассуждения нельзя приравнивать к экономическим исследованиям. Я и не претендую ни на что, кроме откровенно обывательских наблюдений и спекуляций.

Тем не менее не исключено, что предложенное Вам, дорогой читатель, кондитерское наблюдение не совсем безумно. Есть и статьи экономистов о повышающей цены конкуренции, но подход у них куда менее упрощенный и искать причину в психологии покупателей относительно дорогой продукции они не рискуют (не могут так низко пасть 🙂). Но из статей по крайней мере совершенно однозначно следует, что исключения из логики “конкуренция означает снижение цены” не мной придуманы 🙂

PS. После некоторого раздумья понял, что в кондитерском наблюдении цены не выросли, а выровнялись, т.е.  произошло тоже самое, что и в остальных случаях конкурентного давления. Но если обычно оное давление идет в сторону снижения цены, то в случае товаров для более обеспеченных давление может идти и в противоположную сторону – вверх.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.