Про успешность информационной войны

В связи с украинскими событиями неоднократно возвращался к вопросу: почему российская пропаганда настолько успешна? Нет, никаких глубоких умов или тайного знания за ней быть не может, ее успех на 100% случаен, т.к. у нас нет ни одного другого примера столь же успешной кампании/начинания/дела Кремля. Напротив, мы видим провал за провалом, кроме единственного успеха в информационной войне. Потому я полагаю, что успешность последней определяется исключительно везением. Тем не менее мы не можем отрицать необычные достижения, потому приходится искать, что же именно “срезонировало” и сыграло на руку кремлевским пропагандистам?

Я уже несколько раз упоминал теорию управления страхом смерти (Terror Management Theory, далее – TMT), объясняющую многое, происходящее с нами в ситуациях, когда мы пытаемся избавиться от неприятного осознания собственной смертности. Одна из статей рассматривает TMT через призму двух процессной модели сознания и обнаруживает различия в механизмах защиты, активируемых при воздействии или на подсознание, или на сознание людей.
Если на незамечаемые глазом 43 миллисекунды на экране представлять слова “смерть” или “умер”, то в сравнении со словами “поле” или “боль” получим заметно большее число подопытных защищающих традиционные ценности, восхваляющих союзников и лидеров, и готовых нападать на представителей других групп и прочих критикующих “нас”.

Если среднему человеку напомнить о том, что он скоро или когда-нибудь умрет, он займет более консервативную позицию по многим вопросам, например, будет стоять за более строгое наказание нарушителей моральных норм, строже судить оппонентов, ему будет некомфортно даже думать о том, чтобы самому переступить через общественные устои.
В ситуации, когда есть возможность возразить политическому противнику или хулителю, человек чувствует некое облегчение, в том числе за счет большего включения рациональной части сознания. Если же таковой возможности нет, то негатив будет бурлить внутри.

Совершенно очевидно, что льющиеся с экранов ТВ потоки крови (в том числе в снимках и клипах из Чечни, Ирака и Сирии под видом снятых якобы в Украине), нагроможденные в зомби-ящике горы трупов, “распятые младенцы”, “изнасилованные эпилептички” и прочие репортажи-страшилки запускают те же самые подсознательные механизмы защиты, что слова в эксперименте, вызывая чувство единения со своей группой, неприемлемость компромиссов и потребность отомстить “врагу”.

“Только ведь успешность информационной войны этим не объяснишь”, – скажет дотошный читатель. И будет абсолютно прав. Однако в статье упоминается еще один крайне интересный момент: у людей с низкой самооценкой все эти,вышеописанные механизмы работают куда мощнее, чем у тех, кто уверен в себе и находится в хорошем расположении духа.
Из-за постоянного унижения властями на всех уровнях, из-за практически полного лишения возможности выразить свое несогласие в прессе или через механизмы политического контроля россияне оказались куда больше подвержены воздействию пропаганды, фактически безоружными перед нею.

Постройка воровской вертикали с лишением людей права голоса практически по всем вопросам (можно только униженно просить у царя, если допустят к микрофону во время ежегодного сеанса снисхождения до народа) и увеличение степени зависимости россиян от решений властей во всех сферах не могли резко не занизить самооценку масс. Особенно пенсионеров и бюджетников, включая в число последних силовиков и чиновников.

Именно более низкая самооценка россиян сравнительно с украинцами, чувствовавшими, что могут хоть как-то повлиять на власти (майданы 2004 и 2014 годов), и определяет, как мне кажется, разницу в воздействии ТВ. Безусловно, и на Украине были дотируемые регионы, где менты и бандиты не ставили людей ни во грош, потому в тех областях воздействие российской пропаганды и оказалось более действенным.

Таким образом можно предположить, что прекращение телевизионной информационной войны снизит градус агрессии россиян в отношении Украины достаточно сильно. Хотя нет ни малейших оснований полагать, что совокупная агрессия в российском обществе от этого сильно снизится. Или что иная пропагандистская кампания не вызовет волны ненависти к другой стране или группе. Поскольку сменой телекартинки самооценку масс сильно не изменишь.

“Секундочку,” – опять встрянет скептик, – “а насколько к россиянам применима TMT? Не может-ли быть такого, что разные культуры реагируют по-разному?”. И опять будет прав. Я не встречал упоминаний в англоязычной литературе об исследованиях TMT в России или вообще в бывшем Союзе, только в Сев.Америке, Европе, Израиле, Турции, Японии, Австралии.
Одно из логичных следствий TMT – увеличение рождаемости после страшных эпизодов, например, урагана Хьюго в Южной Каролине в 1989 и взрыва в Оклахома-сити в 1995. Я не смог найти точную информацию о рождаемости в Беслане, но судя по динамике численности населения, говорить о компенсаторном демографическом взрыве не приходится. Но мы не знаем, насколько российская статистика точна, сколько людей уехали, сколько приехали, какова рождаемость была в городе до и какой стала после теракта.

Зато данные опроса 2014 года показывают, что россияне гордятся своей страной больше, чем в обозримом прошлом, что подтверждает применимость TMT к российской ситуации. Данные же опроса 2013 года подтверждают увеличение степени беспомощности россиян сравнительно с 2005 годом, их зависимость от властей при полнейшем нежелании что-либо менять самим.

Разумеется, одна психологическая теория не может объяснить сложные социальные феномены. Тем не менее иногда кросс-дисциплинарный подход (психология личности все же иная дисциплина, чем социальная философия, социология или даже социальная психология) позволяет сдвинуть проблему с мертвой точки, дать шанс решить хотя бы часть уравнения и уменьшить помехи для решения остальных частей.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s