От информации к знаниям

Описано когнитивное искажение “ошибка поиска излишней информации” (“Information bias“), указывающее на склонность людей концентрироваться на получении дополнительной информации, когда последняя уже не может практически никак повлиять на решение. По сути мы имеем дело с хорошим извинением для тех, кто не хочет принимать решение, в том числе поскольку боится ответственности или последствий.

Каждый по опыту знает, что число фактов, учитываемых при принятии решении, влияют на то, какое именно решение будет принято. Следовательно, чем больше, тем лучше, но как же тогда с упомянутой ошибкой? На каком собственно этапе следует остановиться?

Мне кажется, что можно предложить такую зависимость между информацией по некоему вопросу и знанием, оказывающим влияние на принятие решений:

Information - knowledge diagram1

Цифры не имеют значения, они взяты с потолка, главное, что в самом начале ценность информации велика – каждый новый факт здорово (многократно!) увеличивает наши знания о вопросе/ситуации/проблеме, но постепенно ценность дополнительных узнанных фактов снижается. И чем дальше, тем больше. На опреденном этапе каждый новый факт добавляет к нашим знаниям доли, – а то и доли процента! – от того, что добавлял поначалу.

Что приводит нас к возможности довольно легко оценить момент, когда мы сходим с дороги к более точному, более взвешенному решению на путь непринятия вообще никакого решения: когда даже незначительное изменение в оценке решения требует нахождения на порядок-другой больше дополнительных фактов, чем в начале.

На самом деле имеется еще один феномен: чем больше мы собираем фактов, тем медленнее будут они набираться. Например, для того, чтобы составить представление о вопросе, достаточно услышать его описание. Потом прочесть пару-тройку страниц Википедии – и мы уже знаем о вопросе очень много. Потом настает очередь научных статей (или хотя бы серьезных статей, напечатaнных в уважаемых изданиях): вместо выжимки в Википедии приходится читать много больше, хузхе того – совсем не обязательно, что статьи не будут противоречить друг другу, результаты разных исследований придется сопоставлять, возвращаться к уже прочитанному. Следующий этап – проведение уже собственных экспериментов… Одним словом, чем дальше, тем труднее будет даваться каждый последующий факт.

Так что если бы попытались нарисовать зависимость получения знаний от времени, то получили бы нечто сходное. Но рисовать не стану, т.к. бывают ситуации, когда невозможность быстро накопить знания в одной сфере, несмотря на быстрое накопление информации, позволяет найти сходные проблемы и увеличить знания не в изначальной области, но в других, или общие знания, потенциально применимые во многих направлениях.

Умозрительная модель может казаться верной одному только автору. А может и обнаруживать какое-то свойство реальности, незамеченную до сих пор характеристику мира или человека.

Если концепция верна, к ней придут и докажут  ее строгими методами, другие, уже настоящие исследователи 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s