“Ванесса”

В субботу слушали оперу Сэмюэля Барбера “Ванесса” на Летнем оперном фестивале. Мероприятие сие дает возможность молодым исполнителям отшлифовать голоса, принять участие в еще одной постановке (полезно для резюме), но на фоне практически пустой летней афиши выглядит совсем не так убого. В прошлом году мне очень понравилась Монтекки и Капулетти Беллини, однако то было скорее исключением, т.к. обычно все весьма слабенько. Привлекают редко исполняемые произведения и наблюдение за прогрессом певцов, которых потом можно услышать в Торонтской оперетте и на других сценах.


Неизвестная сопрано исполняет одну из самых популярных арий Ванессы “Must the Winter Come So Soon” в сопровождении “One World Symphony” из Нью-Йорка

К моему удивлению, найти хороший клип этой, получившей Пулитцеровскую премию оперы Барбера оказалось весьма сложно: или качество записи, или уровень исполнителей разочаровывают. Пожалуй, концертное исполнение выше – единственное, дающее представление о вокальном потенциале “Ванессы“.

Стоит хоть на секунду заглянуть в краткий пересказ либретто на русском и более полный на английском для представления о чем пойдет речь.

В титульной роли выступала датская певица Виктория Гидов с красивым и мощным голосом, коему было откровенно тесно в небольшом зале. Драматический талант и роскошный, совсем не студенческий голос. В качестве ее оппонентки – племянницы Ванессы Эрики, – выступала молоденькая студентка Королевской консерватории Катерина Уточкина. Мы ее слушали в Безмолвной серенаде” в ноябре и Приключениях лисички-плутовки в марте в незначительных ролях, а тут – одна из главных партий. И она справилась! Прогресс за год откровенно фантастический!
Надо признать, что распелась она не с первой минуты, но постепенно вошла в роль и голос зазвучал мощно и выразительно. Формально не существует драматических меццо, но именно так я бы определил Уточкину. Очень хочется не ошибиться в том, что ее ждет большое будущее 🙂

Стефан Фер в роли Анатоля тоже постепенно распелся, остальные были ничего, разве что нарочито “голубые” манеры Остина Ларуссона (Доктор) раздражали. Музыкальное сопровождение Раисы Нахманович и постановка Гиллерном Силва-Марин заслуживают твердой “пятерки” (с поправкой на обстоятельства, сравнивать фортепьяно с оркестром невозможно – послушайте интермеццо в исполнении окрестра Метрополитен-опера, – да и говорим мы о куда более скромной летней программе, а не Канадской опере с ее на пару-тройку порядков более основательными финансовыми возможностями).

Отдельного восторга заслуживают костюмы студии “Малабар“.

Когда ожидающая приезда своего давнего возлюбленного Ванесса просит свою племянницу почитать книгу, Эрика открывает “Эдип-царь“. И у меня вспыхивает в памяти фраза из письма Барбера: “Пишу нечто инцестуозное. Вам должно понравиться”. Нашел я ее в 2010 году, когда Торонтский симфонический – единственный из всех северо-американских оркестров первого ряда, – отмечал 100-летие со дня рождения композитора. Но так и не смог заставить себя написать. Не чувствовал, что готов. Как бы то ни было за 3.5 года детали перепутались, фраза, как оказалось, была о совсем другом произведении, но и тут ее вполне можно бы упомянуть.

Анатоль – сын возлюбленного Ванессы, коего та ждала 20 лет. Эрика – вроде как племянница, но поскольку про сестру Ванессы, вторую дочь Баронессы, не говорится ни слова, не исключено, что Эрика – внебрачная дочь, выдаваемая за племянницу. Во всяком случае отношения между теткой и племянницей настолько напряженные и неискренние, какими бывают только у матери и дочери.

Кажется у Мопассана, был рассказ о том, как некий господин соблазнил девушку и смылся, а через 18 или 20 лет влюбился и соблазнил собственную дочь, о существовании коей и не подозревал. Автор либретто – друг композитора Джан-Карло Менотти, – фактически добавил еще больше интриги в сюжет XIX века (предполагаю, что Менотти его знал): дама влюбляется в отца, но выходит замуж за сына, последний перед тем как жениться на Ванессе соблазняет Эрику и делает ей предложение, но девушка из глупости, гордости или иррациональной ненависти к самой себе отказывает.

Мотивация Анатоля в том, как он переключился на Ванессу, не совсем ясна: вроде бы он не из корыстных соображений так поступил, а словно из того самого эдипова комплекса. Или из подсознательного желания прожить жизнь собственного отца (тоже нечто инцестуозное)…

Поскольку в изначальном варианте либретто Эрика еще и выдавала реплику о нежелании рожать ребенка от Анатоля, то у Пулитцеровского жюри могли быть еще и либерально-политические мотивы (принципиальное решение Верховного суда в деле Роу против Уэйда – Roe v. Wade – было вынесено только в 1973, но борьба за право на аборт в Штатах активно велась и в конце 1950-ых, к нахцалу 1900, когда происходит действие “Ванессы” аборты были запрещены на всей территории США). Последующее нечастое исполнение оперы заставляют предположить или отсутствие реальных конкурентов в тот год, или политическую мотивацию.
Кстати, Пулитцеровская премия по музыке в завещании не упоминалась, ее добавили позже – с 1943 года (премию начали вручать с 1917 за журналистику, т.к. Джозеф Пулитцер был редактором и издателем), чем она напоминает Нобелевскую по экономике 🙂

Драматизм отношений между Ванессой, Эрикой и Баронессой просто завораживает, апофеоз запутанно-неприязненных отношений в квинтете (вышеупомянутые дамы плюс Анатоль и доктор), где сопрано Ванессы (через тенор Анатоля) подхватывается меццо Эрики, а от той – к контральто Баронессы (увы, Розалин МакАртур была заметно слабее и в лучшем случае может характеризоваться, как меццо). В начале Баронесса не желала говорить с Ванессой, но охотно говорила с внучкой, а в конце, после вызванного переохлаждением выкидыша и решения ждать возлюбленного вместо того, чтобы бороться за него, уже и с Эрикой. Круг замыкается. Раскрытые после приезда Анатоля зеркала снова закрываются. Молодая женщина снова (пусть это и уже другая женщина) откладывает свою жизнь на десятилетия.

Уточкина и Гидов будут петь в пятницу 8 августа. Крайне рекомендую. Во втором составе партия Ванессы досталась Дженнифер Салливан, приятно поразившей нас год назад в “Монтекки и Капулетти“, но про остальных ничего хорошего сказать не могу (второй состав поет в среду и воскресенье). Билеты по $28 (студентам и пенсионерам скидки).

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s