Приближение к смерти

После сорока мы обнаруживаем, что появляются – и чем дальше, тем чаще, – поводы пойти на кладбище. Поколение родителей постепенно уходит. И каждый начинает получать время от времени уведомления, что и он смертен. В жизнь входит и осваивается в ней экзистенциальный страх исчезновения, небытия, смерти.

Американские психологи назвали целый комплекс сопутствующих реакций – Terror management theory, – но я бы предпочел буквальному переводу или “ужас от осознания смертности”, или “экзистенциальный страх небытия”, но для краткости буду пользоваться аббревиатурой TMT.

Позволю себе поделиться рефлексией.

TMT обнаружила и в многочисленных опытах подтвердила, что напоминание о неизбежности смерти заставляет больше ценить своих (и отдаляться, ненавидеть других). И вот я сижу в еврейском похоронном доме и обнаруживаю, что от моего обычного антиклерикализма меня не плющит и не штырит. Я испытываю самые теплые чувства к тем, кто сидит рядом, включая тех, кого никогда прежде не видел. И одновременно ощущаю отчуждение по отношению к тем, кого ожидал, кто по всем пунктам должен был появиться, но кого я так и не увидел.

Выступление раввина. Вообще никакого отторжения. Да, принимаю во внимание мои практически родственные чувства к скорбящим и почившей. Но всё равно удивляюсь изменению в себе. Смерть мирит с Богом. Его присутствием. Настолько сильно, что кажется, Он на расстоянии вытянутой руки… Только нет сил ее протянуть…

И одновременно более понятное ощущение: думаешь о собственных похоронах и хочешь, чтобы на них было очень много людей. Такая фантазия повышает самооценку, а последняя умеряет экзистенциальный страх небытия. Опять же чем больше людей на похоронах, тем выше шансы, что тебя не так скоро забудут, что является еще одной из стратегий, обнаруженных TMT.

Кладбище. Как точно заметил один ребенок, шел дождь, как часто в кино в таких сценах. Прогноз вообще-то обещал осадки, но, кажется, ближе к вечеру. Режиссеры используют заезженный приём, но тут-то что? Ведь мы не в фильме!

Однако обстоятельства действуют умиротворяюще, гнев напрочь отсутствует… Его не было и во время долгой дороги на кладбище, хотя обычно за рулем я демонстрирую свой холерический темперамент… В принципе TMT говорит о более крепкой привязанности к традиционной морали и ценностям, включая более строгие меры к нарушителям. Допускаю, что подсознание само себя сдерживало, чтобы не осуждать строго… Хотя рациональные объяснения в данном случае не применимы, но других, увы, предложить не могу.

Первый слой земли, чтобы покрыло гроб, нужно накидать самим, а потом мини-бульдозер закончит. Честно говоря, я не знаю, откуда такой обычай идет, т.к. традиционно евреи хоронили не в гробу, а в саване, но полагаю, что жизнь в диаспоре несколько отличалась, в том числе и климатом, от жизни на (в данном случае и “в”) Земле Израиля.

Удивило, как много сами раввины делали, включая работу лопатой. Чуть позже выяснилось, что нарядные туфли не слишком подходят для работы с мокрой глиной.

Раввин сказал, что в течение первого месяца ходить на кладбище нельзя. Смутное его объяснение я не запомнил, т.к. ни малейшего смысла в нем не было.
Подумалось, что, возможно, люди приходят к могилам родителей, чтобы почувствовать себя детьми хоть в воображении, т.к. и этого достаточно, чтобы отодвинуть ощущение смертности куда-то на задний план, мол, если я еще ребенок, то не должен умереть. Никакой логики, но для автоматической “системы 1” (подсознания) и не требуется.

Первая неделя траура в иудаизме называется “шивА” (от слова “семь”=”шЕва” на иврите), в течение ее родственники мужского пола должны каждый день читать поминальную молитву “кадиш” в синагоге.

Присоединяюсь к походу в синагогу. К моему удивлению, ничего не напрягает. Нет, не стало интересно, не привлекает, но нет и желания убежать.

По идее нужно следить за службой по “сидуру” (молитвеннику), но я отвлекался как только мог (TMT вроде бы помогает объяснить такую поверхостность внимания, впрочем отнюдь не всё отрефлектированное)… Увидел на стенах большие стенды с именами умерших и лампочками, кои должны зажигать на йорцайт (годовщину смерти), и поймал себя на мысли, что нужно купить для себя табличку с именем, т.к. места скоро закончатся, а так можно заранее написать всё, кроме даты смерти. Безумненько? 😉 И при этом никакого страха или волнения, т.е. осознание смертности подводит к религии, а последняя помогает смириться и с неизбежностью смерти в будущем.

Подумалось, что при постоянных повторениях молитв люди практически не вдумываются в смысл происходящего, их действия автоматические. Точно также – на включение “системы 1” (“слона” в метафоре Джонатана Хайдта) – работает и раскачивание, характерное для молящихся иудеев.

С точки зрения двух-процессной теории сознания использование не-родного, мертвого языка (не только иврита, но и арамейского в случае иудаизма, а в не таком давнем прошлом и латыни в католицизме) должно помогать закреплению религиозных установок в подсознании (“системе 1”), т.к. полного понимания нет, более того оно и не требуется, зато забивка информации в подсознание исключает критический разбор и поиск нестыковок и противоречий в концепции.

Я ни в коей степени не хочу приравнять приближение к смерти, описанное в статьях по TMT, с тем неизмеримо более личным и жутко эмоциональным переживанием, которое вызывает настоящее прикосновение к смерти. Вернее, ее прикосновение к тебе. Даже опосредованное, когда умирает кто-то очень близкий.
Но, наверное, некоторую, пусть и совсем ничтожную ценность, имеют наблюдения за собой при нахождении по-близости, или скажем так, в окрестностях смерти. Поскольку мы, обычные люди, имеем плюс-минус похожие реакции, то предполагаю, нечто сходное за собой змаечали многие.

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

2 Responses to Приближение к смерти

  1. _dna says:

    так а что там говорят на тему традиции?
    вроде как раз выполнение определённых ритуалов помогает справится со стрессом.

    • khvostik says:

      да, помогает: фактически ритуалы помогают функционировать на автомате, думать как можно меньше, просто делать по шаблону… и чем насыщеннее ритуалы, тем меньше времени и сил на рефлексию и переживания.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s