Посконное

В пятницу нас угораздило пойти на “оперный концерт”. Первым звоночком была выставка-продажа картин при входе: живопИсь одного из участников концерта Джона Куртузола заставила вспомнить о Джордже Буше, как об исключительно талантливом художнике.

Второй звоночек – обилие людей с цветами: не принято в Канаде дарить цветы исполнителям, разве что преподавателям и близким друзьям и родственникам.

С небольшой 10-минутной задержкой установили все видеокамеры, и всё же начали. Вагиф Керимов явно не тянул на звезду такого масштаба, как следовало из программки, но сильный голос и четкая дикция настраивали на позитивный лад. Но потом вышел вышеупомянутый Джон Куртузола с лучшей арией Каварадоси из “Тоски” – “Сияли звезды”… Я ее очень люблю… Лучше бы товарищ Куртузола продолжал рисовать или иным способом просил милостыню…


“E lucevan le stele” в исполнении Йонаса Кауфмана

Мария Каданцева издевалась над Моцартом, Сергей Марценюк – над Верди, потом над Чайковским… И выяснилось, что дикция у него невнятная не только на итальянском, но и на русском, зато Керимов всех своих учеников учит петь очень громко – с расчетом, видимо, на стадион…

Единственным исключением был бас-баритон Сергей Сухов – совсем молоденький юноша с предельно вульгарными манерами, но неплохим вокальным потенциалом. Когда он исполнил арию Мефистофиля “Сатана там правит бал/Люди бьются за металл“, я понял, что из тех, кого я слышал в оперной студии Королевской консерватории и среди участников Летних оперных фестивалей за последние года 3-4 не было ни одного баритона и/или баса со столь же заметным потенциалом!
Если парень не будет цепляться за бездарную тусовку вокруг Керимова, то он может чего-нибудь достичь на канадской оперной сцене. Но учиться нужно серьезно и у нормальных педагогов.

Публика радостно хлопала после каждой арии безотносительно того, насколько жуткие звуки неслись со сцены.

Мы с Риточкой пытались понять, зачем Керимов вывел их всех на сцену, ведь зрители из случайных (не родня, знакомые, ученики) больше на его концерты не придут и другим отсоветуют?
Сам Вагиф и его супруга-аккомпаниатор были вполне ничего, остальные – домашняя самодеятельность (талант Сухова нуждается в долгой полировке, но я готов согласиться, что он вместе с Керимовыми концерт бы не испортил).


Куплеты Мефистофеля в исполнении Рене Папе

В субботу была вторая часть “марлезонского балета”, хотя уже в ином жанре. Театр-студия Ольги Шведовой представила в Торонто пьесу не находимой Гуглом Натальи Максимовой “За кулисами успеха“.

Шведова настоящий театральный режиссер, работавшая в Москве. Подчеркнул я это намеренно, т.к. не все, выступающие в эмиграции режиссерами -или пробующие себя в качестве таковых, – имеют не то, что талант, но хотя бы профильное образование. В Канаде Шведова постоянно сотрудничает с Валентином Овсюком и Лидией Бойко; остальные исполнители ее театра упоминаются в лучшем случае в русско-канадских рецензиях.

Пьесу Максимовой я бы определил как фарс. Провинциальный театр собирается ставить пьесу, куда на главные роли хитрющая продюссер (Бойко) запихнула бывших мужа (Овсюк) и жену (Ольга Кущенко), постоянно выясняющих отношения.
Пожалуй, единственный явный прокол в спектакле – роль режиссера, отданная безнбадежно-беспомощному Бертольду Авнеру. Лучше бы его поменяли с Владимиром Кущенко, развлекавшим публику пантомимой (необходимость в пьесе роли “рабочего сцены” отнюдь не очевидна).
Если совсем честно, то роль режиссера толком не была прописана драматургом. Ни роли, ни характера. Местоблюститель, или с поправкой на канадские реалии – place holder.

Впрочем фарс не предполагал характеров ни для кого из героев. Так, шаржи или карикатурки. Талантливая Кущенко и опытная Бойко играли ярко, притягивая внимание публики, а вот Валентин Овсюк переигрывал… Такое впечатление, что за последние лет 10 он медленно, но верно деградирует, как актер.
Однако вся психологическая подоплека опусе Максимовой может быть сведена к трем словам – “так будет смешнее”. С уточнением: как думала драматург.

Полагаю, что в принципе для режиссера фарс – легкий вариант. При достаточном профессионализме актеров, разумеется (если бы все были как Б. Авнер, то и за “Курочку-рябу” не стоило бы браться или сборник старых анекдотов). В фарсе не нужно придумывать трактовку ролей, выстраивать сложные отношения между ними, искать художественное решение, не противоречащее психологическому, намекать на исторические и литературные параллели…

За кулисами успеха” прошел скорее как междусобойчик, спектакль для своих (родных и знакомых). Потому публика не стеснялась говорить в течение всего представления. Нет, не буду цепляться: выходцы из бывшего Союза переговариваются и на гастролях московских театров. Дело не в том, что или кто на сцене, а в концентрации выходцев из распавшейся красной империи в зале.

Естественно, ожидать от самодеятельности или полупрофессиональных коллективов чего-то выдающегося было бы глупо. Но обманывать публику не стоит: делаете домашний спектакль или готовите домашний же концерт не гните пальцы веером, скромненько приглашайте только своих, не тратьтесь на рекламу, чтобы не вводить в заблуждение невинных любителей музыки или драмы. Когда исполнение на дилетантском уровне, нельзя брать деньги за билеты (или брать символические $5-10, чтобы народ точно пришел, а не просто заказал места и передумал).

Впрочем у “посторонней публики” к посконному, домотканному, самодеятельному/самодельному всегда будет негативное отношение. Потому было бы лучше, если бы организаторы уважали себя и других и не замахивались на то, что явно не могут потянуть. Но оценить собственную бездарность почти невозможно. Потому осторожны должны быть зрители, коим следует по возможности избегать риска. Особенно тем, кто ходит на концерты/в театр редко, и не может быстренько смыть неприятное впечатление – ярким и красивым!

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s