“Why Are Jews Liberals?”

Днями дочитал последнюю книгу Нормана Подгорца (Norman Podhoretz) Why Are Jews Liberals?, написанную в 2009 году после первой победы Обамы на президентских выборах.

Во-первых, нельзя не снять шляпу перед автором, выдавшим на-гора серьезное исследование в возрасте 79 лет (Подгорец 1930 года рождения) и до сих пор продолжающим активно сотрудничать с WSJ, NY Post и другими изданиями.

Вообще Норман Подгорец – крупная фигура: Фулбрайтовский стипендиат, главный редактор журнала “Commentary” с 1960 по 1995 годы, сам прошедший путь от либеральных до консервативных взглядов и аналогичным образом изменивший издание, числящийся среди “отцов” неоконсервативного движения.

Во-вторых, следя за тем, как скрупулезно автор исследует вопрос, нельзя не сделать вывод, что исторические изыскания не могут объяснить по сути ничего, т.к. при высокой степени документированности эпохи можно найти факты в поддержку нескольких, взаимоисключающих или противоположных объяснений.

Единственное, что удается Подгорцу, – объяснить определенную логичность и частичную обоснованность либеральных взглядов американских евреев до 1967 года. Дальше всё необъяснимо.

Автор разбивает наиболее популярные объяснения, например, легко доказывает, что нет связи между ценностями иудаизма и лево-либеральными взглядами современных американских евреев: если бы связь была, то более строго соблюдающие группы были бы более либеральными, тогда как ортодоксальные иудеи склонны к консерватизму.

При этом Подгорец не может объяснить противоречие между утверждениями большей части американских евреев, что для них очень важна позиция кандидата в президенты по отношению к Израиля (вообще Израиль для них “важен и ценен”), но при этом голосующих за Обаму, известного близкими связями с радикальными антисемитами и ненавистниками Израиля (никаких собственных действий у Обамы в 2008 г в послужном списке не было), а не за многократно доказывавшего свое хорошее отношение к еврейскому государству МакКейна.

По сути всё, к чему приходит Подгорец, – что либерализм заменил для значительной части американского еврейства иудаизм. Ничего нового: в 1995 г исследователь из Оксфорда написал об этом статью, хотя и не столь четкую в своих формулировках, как работа бывшего главного редактора журнала “Commentary“. Впрочем объяснить причину/ы замены иудаизма – политической псевдо-религией, ни Подгорцу, ни Джеффри Либей не удалось. Как не смогли найти объяснение либерализма американских евреев и другие исследователи.

С экономической и мировоззренческой точки зрения американским евреям выгоднее поддерживать республиканцев (а канадским – консерваторов), но большинство совершенно необъяснимым образом поддерживает демократов (в Канаде – либералов, плюс многие – леваков НДПшников).

Поскольку в книге ответа нет, а вопросы заставили задуматься многих, то остановлюсь на нескольких статьях, посвященных книге.

Один раввин добавляет веса объяснениям, насколько “либеральные корни иудаизма” на самом деле далеки от иудаизма. В “родном” для Подгорца издании прошел симпозиум на данную тему. К единому мнению участники не пришли, но мне показалась интересной точка зрения Майкла Медведя о том, что евреи не выбирают либерализм, но голосуют наоборот относительно христиан (почему только против “правых христиан”, а не довольно многочисленных и весьма шумных “левых христиан”, не объясняется). Медведь указывает на то, как легко американские еврейские общины мирятся с разными еврейскими группами, открыто противостоящими или противоречащими иудаизму (коммунистами, гомосексуалистами, анти-израильскими активистами, даже буддистами и прочими медитирующими), но принципиально – и я не смог вспомнить ни одного исключения, впрочем вопрос я особо не изучал, – отторгающими т.н. “евреев за Иисуса”.

Да, история отношений иудеев и христиан не была гладкой в течение долгих веков, но что с того? Республиканская партия была в течение всего времени борьбы негров за права на их стороне, а в Ку-клукс-клане состояли демократы, но сейчас поддержка демократов среди американских негров запредельно высокая (добавлю: несмотря на явный вред от политики демократов для самих негров), т.е. из прошлого настоящее ни в коей мере не обязано следовать.

Как указывает сам Майкл Медведь, менее всего боится христианских фундаменталистов именно (ультра-)ортодоксальная часть американских евреев, спокойно голосующая за републиканцев, полностью солидаризируясь по большинству вопросов социальной политики с консервативными христианами.

Собственно тут заканчиваются факты и пересказ и начинаются спекуляции. Авторские, в основном ничем не подкреплённые, возможно, не особо приятные для многих…

Американское еврейство формировалось в основном за счет тех, кто хотел лучшей жизни как в политическом плане (больше свобод), так и в экономическом (больше возможностей). Сходным образом формировались еврейские общины Канады, Австралии и Аргентины, но речь пойдет par excellence о ситуации в Америке.

Те, кто хотел концентрироваться на духовном развитии посредством иудаизма, оставались в основном дома, в Восточной Европе. Уезжали больше те, для кого иудаизм не был столь важен.

Неприятие еврейского духа/культуры/мировоззрения, иудаизма и евреев в общем не могло не задевать тех евреев, что хотели бы стать такими же, как их не-еврейские соседи. Ну, не абсолютно такими же, но чем-то близким. Видимо, весьма значительная часть американских евреев подсознательно ощущали в самих себе неприязнь к еврейству, как к чему-тоотсталому, постыдному (немецкие евреи, например, откровенно говорили и писали о своей неприязни в отношении евреев-мигрантов из Польши).

В результате таких попыток “уйти от еврейства” появился реформистский иудаизм с одной стороны и массовая вовлеченность евреев в политические течения, где декларировался примат классового над национальным, с другой.

В начале XXI века большинство американских евреев ходят в синагогу редко или совсем никогда (еженедельно и чаще только ультраорктодоксы ~10%, но их доля растет), даже во время главных праздников иудаизма больше трети от общего числа евреев в синагогах не собирается. Лево-либеральное большинство американских евреев в Израил не были даже в турпоездке, с еврейскими организациями особой связи не имеют, но с какой-то обреченностью считают себя евреями, говорят стандартные фразы о том, как для них важна еврейская идентификация, как они хорошо относятся к Израилю…
Подлинный энтузиазм появляется при обсуждении политической идентификации, неприятии молитвы в школах, приоритетах внутренних трат бюджета и раскрепощении общества (темы, связанные с сексом). Что подтверждает правоту Подгорца о подмене либерализмом – иудаизма. Но я рискну пойти дальше.

Лево-либеральные взгляды современных американских евреев идут от неприятия самих себя, от подсознательной ненависти к еврею-в-себе. Полагаю, эта внутренняя ненависть не настолько сильна, чтобы стать заметной самим носителям. Она, как всевозможные когнитивные искажения (cognitive biases), проявляется главным образом в иррациональности выбора – предпочтениях того, что явно не служит декларируемым интересам, целям и задачам.

Любая группа имеет две идентификации – внешнюю и внутреннюю. Евреи достаточно часто выделяются внешне, но дополнительное значение имеет то, что неприятие еврея-в-себе не дозволяет человеку (тому самому обсуждаемому еврею-не-желающему-быть-евреем) слиться с не-евреями, стать одним из них. Коли есть внутреннее – пусть и неосознаваемое, – убеждение, что евреи плохие, то их – евреев, – нужно держать отдельно, нельзя дозволять им, т.е. в том числе и тому, в чьем подсознании разворачивается описываемый конфликт, растворяться среди других, не таких плохих.

Когда сильная ненависть к себе прорывается из подсознания в сознание, человек кончает жизнь самоубийством или жертвует жизнью иным, социально более поощряемым способом.
Если же ненависть к самому себе в подсознании не так сильна, то человек или пытается спасти детей (брак с представителем другой группы), или “запирает” себя внутри ненравящейся ему группы (“я плохой, так пусть я буду среди других плохих”), но делает всё, что идет не на пользу группе (ну, или пусть не всё, но многое).

Разумеется, когда ненависть к самому себе до сознания не доходит, но влияет на принятие решений, человек ищет рационализации своему поведению. Так появляются борцы за “всеобщие ценности”, “универсалисты”, “все-человеки”, гуманисты, марксисты, коммунисты, анархисты, антиглобалисты, борцы за права кого угодно (особенно если от этой борьбы будет хуже другим евреям или Израилю – мол, я настолько принципиален, что не делаю никаких скидок для “своих”, более того, даже сужу их много строже, чем кого бы то ни было… если совсем честно, то я больше вообще никого не сужу…) – от нежелания признать себя евреем какие только определения не изобретут!

Противоречие между либертарианскими взглядами в одних вопросах (никакого принуждения, каждый может делать, что хочет) и этатистскими (государство/правительство решит за нас) в других очевидно, но лево-либральное большинство американских евреев сие не смущает. Потому что противоречие старательно игнорируется, его не видят буквально в упор.

Картинка получилась мрачноватая и явно невротическая. Хотя не могло быть всё благостно и здраво при очевидном внутреннем конфликте между заявлениями и практическими действиями.

В пользу гипотезы говорит высокий процент браков с не-евреями, значительное число евреев-антисемитов и евреев-ненавистников Израиля, кроме своего неприятия всего еврейского больше ни коим образом свою связь с еврейством не обнаруживающими, достаточное число антисемитов с еврейскими корнями (дети и внуки тех, кто захотел “спасти” своё потомства от принадлежности к еврейству), ну, и необъяснимое более приятным для всех образом голосование американских евреев вопреки тому, что они якобы считают важным.

Безусловно, всегда найдется достаточное число не укладывающихся в схему случаев: людей, активно вовлеченных в деятельность еврейских общин, помогающих Израилю, но поддерживающих Обаму, т.к. он напоминаем им любовника-негра или университетского приятеля. Но в общем и целом ничего не изменится.
Хотя вызвать у людей такую сильную рефлексию, чтобы они раскопали в себе то, что сами от себя тщательно скрывали в течение десятилетий, я и не расчитываю. Да и заметки на русском могут быть интересны только той части американского еврейства, на которую описанная проблема распространяется в меньшей степени, чем третье-четвертое-пятое поколение местных.

PS. Впрочем еще раз подчеркну, что объяснение любого феномена, характеризующего поведение многих людей, не может не быть сложносоставным, комплексным. Как бы ни была красива схема, она всегда является проекцией непонятной фигуры на одну из плоскостей. Данная версия и в лучшем случае может быть только частью сложной мозаики (это если она не безнадежно ошибочна).

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

One Response to “Why Are Jews Liberals?”

  1. Anonymous says:

    До переселения в Вавилон израильтяне были чистым и мростодушным народос

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s