Страх смерти, как психологический фактор

Каждый человек боится смерти. Поскольку каждый (взрослый) о ней знает (в отличие от животных). Поэтому и гонит прочь все мысли о неизбежном конце. Но периодически жизнь напоминает нам о неприятном: то родственник или знакомый умрет, то где-то произойдет авария или теракт, то в рамках идеологической войны будут забрасывать жуткими кадрами и фотографиями…

С конца 1980-ых годов несколько американских психологов Розенблат и Гринберг из Аризонского университета, Соломон из Скидморского колледжа и Пишчински (не знаю, как транскрибировать фамилию Pyszczynski) из Колорадского университета создали теорию о влиянии страха смерти на поведение людей. По-английски она называется “terror management theory” или сокращенно TMT, что гораздо изящнее, чем адекватного русского перевода (“теория управления ужасом” звучит откровенно бредово).

В своей статье 1989 года они показали, что, будучи подведенными к мыслям о неизбежной смерти в будущем, люди цепляются за моральные ценности, что означает:
– более строгое наказание за нарушение моральных норм;
– более высокая награда герою, способствовавшему торжеству правосудия;
– более высокую сплоченность в рамках той группы, с коей себя идентифицируешь, более положительную оценку себе подобных;
– более негативную оценку тех, кто не относится к твоей группе;
– все вышеперечисленные эффекты более характерны для имеющих высокие аценки по шкале авторитаризма.
Последние три пункта были выяснены в следующем исследовании.

Если совсем в двух словах, то осознание смертности делает человека менее терпимым к нарушению морали и тем, кто другой.

Как отмечается в мета-анализе, вышедшем в 2010 году и обработавшем материалы 164 статей с 277 экспериментами, проводившимися в Штатах, Японии, Канаде, Израиле, Голландии, Австралии, Германии, Польше, Испании, Англии, Шотландии, Швейцарии, Гонг-Конге, необходимость задуматься (обычно отвечая на вопросы) о собственной смерти в значительной мере изменяет поведение человека.

Джеф Гринберг, Шелдон Соломон и Том Пишчински двигались в данном направлении еще со времен совместной работы в аспирантуре в начале 1980-ых, но только к 1990-ым теория обрела достаточный вес за счет множества экспериментов с достаточно большим числом участников (первая из вышеупомянутых статей основывается на 6 экспериментах с в основном небольшим числом участником, в том числе из-за работы с настоящими судьями муниципального суда, коих набралось всего 22).

Тем, кто захочет получить максимум информации по вопросу с минимальными усилиями (пардон, вся информация на английском), я бы посоветовал статью Пишчински, не перегруженную статистическими выкладками и в сжатой форме обобщающую всё известное к концу 2003 года. Но это научная, а не научно-популярная статья.

Одной из интересных особенностей страха смерти является то, что повышая самооценку испытуемых, можно снизить эффект, а низкая самооценка означает более резкую реакцию (например, неприятие критики, предпочтение “своих”, нежелание слушать “чужих” и т.д. и т.п.).

Необходимость задуматься о смерти делает людей более легковерными в вопросах религии. Одновременно, если подвести к тому, что, возможно, есть некая “жизнь после жизни”, эффект страха смерти снижается (в случае религиозного, а не биологического объяснения странных феноменов, случающихся с некоторыми прошедшими через клиническую смерть, так называемый “near death experience”).
То есть религия с психологической точки зрения – в значительной степени, – сводится к попытке избавиться от страха смерти. Равно попытки сохранить своё имя в истории посредством политики, благотворительности, литературы, искусств и т.д.

Пишчински упоминает исследования, показывающие, как напоминание о смертности, заставляет немцев садиться дальше от турок, поближе к другим немцам, шотландцам более строго судить лица якобы англичан и более благосклонно якобы шотландцев, израильтян с большей силой отвергать новоприбывших из бывшего Союза, итальянцев преувеличивать отличия от окружающих народов, а голландских миротворцев хуже оценивать немецких товарищей по оружию, и т.д. и т.п.

Страх смерти заставляет
– больше жертвовать на благотворительность;
– чувствовать себя большим патриотом;
– предпочитать харизматичного и популистского лидера и уменьшает симпатии к тому, кто пытается найти компромисс и наладить отношения с разными сторонами;
– повышает жажду отомстить;
– враждебность ко всем отличающимся;
– нетерпимость к иной точке зрения;
– повышает потребность в помощи, чувство слабости и зависимости;
– увеличивает нужду в герое/ях.

Теперь представьте некую страну, где с помощью постоянных унижений со стороны полиции и чиновников, спаивания или закрывания глаз на распространение наркотиков, низких доходов у широких масс и распаления зависти к богатым, ограничению возможностей ведения бизнеса из-за всевозможных бюрократических препятствий, проверок и прочего взятковымогательства большая часть населения имеет крайне низкую самооценку.
Как такое население будет реагировать на постоянное подстегивание страхов перед внешними врагами, якобы готовящими нападение и оккупацию? А если с ТВ экранов начнут выплескивать картинки с трупами времен Второй Мировой? Плюс если трупы постоянно в кадрах криминальной хроники?

В описанном примере не стоит удивляться ненависти ко всем соседям, призывам наказать “предателей” и диссидентов, неспособности вообще допустить право на существование другой точки зрения, истерическому псевдо-патриотизму и бесноватой любви к “отцу и защитнику” в лице местного фюрера.
Любой страх иррационален, а тут мы имеем дело с сильным, экзистенциальным страхом смерти, исчезновения “Я” каждого конкретного человека, сей якобы уникальной и запредельно дорогой субстанции. Так что всё происходящее хоть и крайне неприятно, но объяснимо.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s