Ошибкой надеваемые шоры

Заметил интересную особенность нашей психики: совершив ошибку, оценивая какого-то человека, его действий, способностей, и после осознав, что ошиблись, мы начинаем испытывать к человеку неприязнь. Или, как минимум, не можем симпатизировать.

Поясню на примере. Я посчитал, что Х недостаточно умен, чтобы написать некий текст, а скоммуниздил его где-то. Выяснилось, что Х таки написал его. Моя ошибка очевидна мне самому, но я буду избегать Х, относиться к нему с неприязнью, чтобы не вспоминать, что он оказался умнее, чем я предположил, т.е. я недостаточно проницателен и менее умен, чем Х.

Не менее интересна обратная ситуация: если я ошибся, решив, что Х умнее, чем он на самом деле, приписав Х авторство того, что он где-то скомиссарил, а потом выяснилось, что автор совсем другой человек, то я не испытываю к Х отрицательных чувств. Возможно, поскольку я ставлю себе “плюсик” за положительную оценку человека, пусть и ошибочно положительную. Также, предполагаю, имеет значение то, что я не стал “фанатом” Х, не посчитал его гуру, гением, “учителем”: если бы в моей положительной оценке присутствовали интенсивные эмоции, вероятно, разочарование было бы куда сильнее (а может быть, я бы предпочел слепую веру в достоинства “учителя” неприятным фактам).

Поскольку наше эмоциональное отношение определяет отношение к человеку и тому, что он говорит и делает (эффект ореола/halo effect и эффект анти-ореола, поскольку последнее моя личная спекуляция, а не мейнстрим психологии, пояснения ,a href=”https://khvostik.wordpress.com/2014/02/20/ugly-feminist-myth/”>здесь), мы и всё последующее, сделанное или сказанное этим человеком, постараемся не заметить или воспримем исключительно негативно.
Причем вины человека (“Х” в примере выше) нет никакой: это изначально была наша ошибка, которую мы пытаемся вытеснить (если пользоваться фрейдистской терминологией) или не вспоминать (говоря на нормальном языке), чтобы не наносить удар по самооценке. То есть наша ошибка сужает поле нашего восприятия, не позволяет воспринимать Х, как источник информации и мыслей. То есть работает как шоры.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

