“Саул”, или Прекрасное безумие предательства

В субботу в Кёрнеровском зале Королевской консерватории слушали ораторию Генделя “Саул” в исполнении барочных оркестра и хора “Тафельмузик” и нескольких приглашенных солистов.


“Симфония” (инструментальная часть оратории) в исполнении музыкантов Академии античной музыки (из английского Кембриджа)

Музыканты и хористы были на высоте, но особо выделю Шарлотту Недиджер (Charlotte Nediger), игравшую то на клавесине, то на карильоне (маленьком колокольном органе), то на позитиве (маленьком органчике). Индийско-канадское сопрано Шехерезада Пантаки (как дочь Саула Михаль) и английское сопрано Джоан Ланн (другая дочь Мерав) были очень хороши. Неплох был и английский баритон Питер Харви в роли Саула. А вот канадский контр-тенор Дэниэл Тейлор (Давид) не тянул, зато у него хорошо получается руководить кафедрой ранней музыки в университете Торонто и ставить спектакли.

Вопреки указанному в программке, действие оратории начинается с главы 18 (а не 15) Первой книги Самуила (русский текст тут, но в данном переводе что-то странное с именами, например, Михаль проходит как “Мелхола”), когда Давид уже победил Голиафа и народ чествует героя.
В отличие от библейской версии у Генделя Мерав играет более значимую роль, подчеркивая свою неприязнь к Давиду, служа контрастом для Михали. В Ветхом Завете (ТаНаХе) Мерав толком никакой роли не играет, ее было пообещали Давиду в жены, но потом отдали другому. Тема многоженства Давида была для XVIII века не слишком пристойной, так что ее тоже опустили 🙂

Прежде чем пройтись по другим деталям сюжета, хочу предложить еще один клип:


Concerto Köln & Rias-Kammerchor.
Колокольчики в самом начале – это звучание карильона (колокольного органа)

В иудаизме то, что христиане называют Ветхим Заветом, называется ТаНаХ – аббревиатура от “Тора – Невиим (Пророки) – Ктувим (Писания)”. Обе Книги Самуила (или Книги Царств) входят в часть “Пророки”. Это не мелочь, это как раз принципиально – на что ставится акцент на пророка и его пророчества или на царские династии.

Конфликт между Саулом и пророком Самуилом начался со странной мелочи: уничтожив врага, Саул и израильское воинство уничтожили только самый малоценный скот, а более ценный собирались использовать для жертвы. Возможно, у них была какая-то задняя мысль “заныкать” себе часть скота, но никаких подтверждений в тексте нет. Претензия Самуила проста как три копейки: если Бог через меня повелел что-то, то исполнять это нужно абсолютно точно, ни на волос или букву не уклоняясь в сторону.

Человек меняет свои решения под влиянием разных факторов (особенно эмоциональных), но свои ошибки и смену настроения Самуил выдает за изменение взглядов Бога. То обещает, то злится и забирает назад. Никакой терпимости и постоянства, одно предательство: сегодня ты царь, завтра будет другой.

Саул меняет свои взгляды, как не самая умная дама во время ПМС: то он любит Давида, то ненавидит (потом снова любит, потом снова ненавидит и т.д.), то ищет совета пророка, то убивает пророков, то следует заповедям Торы, то обращается к Аэндорской колдунье (ее называют “волшебницей”, поскольку она якобы служила благой цели, но вызывать дух Самуила – смертный грех, согласно моисеевым заповедям). Саул может предать кого угодно: интересы страны, лучшего полководца, собственного сына (кинуть в него копье) или дочь, даже своего Бога. Одним словом, настоящий полковник царь.

Михаль ложью выгораживает своего мужа, Давида, но предает отца…

Ионатан друга не предает, но отца и царя предает. Опять же непонятные намеки на любовь Ионатана к Давиду, присутствующие и в ивритском тексте, и в русском (в американском переводе 1901 года, ссылка на который выше, всё куда как пристойно 🙂). Есть даже непонятный эпизод отдачи одежды Давиду – перечисляется так много, что не ясно, осталось ли хоть что-то на самом Ионатане (нет, на шубу с царского плеча не похоже и даже на “заячий тулупчик”, там даритель не любил одариемого, “как душу свою”).

Сам Давид не может поднять руку на царя, но предает всех остальных, включая переход на сторону врага. Его свадебный подарок за Михаль, насколько я понимаю, и в те времена был необычным настолько, что о нем специально упомянули, – 200 кусков кожи крайней плоти убитых им филистимлян.

Еще один странный момент истории – безумие. Почему-то пророчествовать означает срывать с себя одежды и говорить нечто невразумительное: не только посланцы Саула так поступают, но и он сам, потерявший терпение.
Давид, ищущий, где бы занять должность придводного предателя, в Гате (один из пяти главных городов филистимлян на месте нынешнего Кирьят-Гата) понимает, что ничего не обломится и начинает кричать, дергаться и пускать слюни.

Население спасенного от врага города Кейла готово предать Давида. Или так кажется самому Давиду, не единожды предававшему. Но и остальные подданные и воины Саула не испытывают ни малейшей симпатии к своему спасителю, герою, предводителю и, не будем забывать, помазанному Самуилом на царство. Что заставляет усомниться в важности сей процедуры – шансов у избранника дожить до восхождения на престол, судя по описываемому, было не ахти как много.

Простые воины из банды Давида не испытывали ни малейшего пиетета перед царем Саулом, не считая зазорной возможность убить того во время отправления нужды. Почему же Давид считал иначе? Хотел создать культ неприкосновенности царя из вполне корыстных надежд на будущее? Или надеялся быть прощенным – после всех перемен в мнении Саула? Или это он сам придумал, как байку, анекдот, легенду, а на деле никаких подобных возможностей у него не было?..

Наверное, не стоит представлять эту ораторию Генделя, как нечто фантастическое и обязательное к прослушиванию, но для любителей барочной музыки, каковых в Торонто нашлось достаточно, чтобы полностью заполнить большой и красивый зал Консерватории, это был маленький праздник.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s