“Дидона и Эней”

Студенты программы “Ранней и барочной музыки” университета Торонто под руководством Джин Ламон и Дэниэля Тэйлора представили минималистскую версию оперы в капелле одного из колледжей университета:

IMG_20140118_193056Капелла св. Троицы (1955 AD)

Нам очень понравилось, потому сразу говорю, что рекомендую! Последнее представление 19 января (сегодня вечером) в 7-30 вечера, по адресу – 6 Hoskin Avenue, это около станции метро “Museum”.

Небольшая, хотя и трехактная опера Генри Пёрселла “Дидона и Эней” продолжается около часа. Для желающих освежить память есть короткое либретто, но в программке английский текст оперы (Пёрселл не зря считается создателем английской национальной оперы) занимает 7 страничек А5.

Режиссер-постановщик оперы – танцовщик Билл Коулман (Bill Coleman) создал коллаж из музыки, актерской игры и пантомимы. Дидону и Энея пели сопрано и баритон, а вот “танцевали” те же роли – он и Кэрол Приё. Но прежде чем вдаваться в детали, давайте создадим музыкальный фон:


Великая Джесси Норман

Итак, Эней счастливо сбежал из уничтоженной греками Трои и плывет по Средиземному морю, в Карфагене, где он остановился, между ним и первой, легендарной царицей города возникла любовь. Но вмешались ведьмы (в опере) или боги (в “Энеиде”), и герой оставляет берег Африки ради Италии, где его потомки должны повлиять на создание империи. Любовь, которую пытаются тушить, когда огонь всего сильней пылает, шипит настолько страшно, что все вздрагивают, охают, льют слезы.

Представляете, какой узел проблем: Древняя Греция, Финикия и Древний Рим – будущее и прошлое великих культур в одной точке пространства и времени. Это же основа западной цивилизации (за исключением религиозных основ, которые привнесло христианство – этот общемировой отпрыск племенной религии частично родственного финикийцам народа). Если угодно в драме можно увидеть не только банальное пророчество Пунических войн, но и культурного геноцида против других выходцев из восточного Средиземноморья на итальянском “сапожке” (этруссков), неприятие не только финикийцев, но и иудеев/евреев (тоже западных семитов) – нам, людям, бывшую любовь заметно проще ненавидеть, когда вина на нас лежит ярмом тяжелым.

Потрясающая музыка, ангельски прекрасные вокальные партии в сопровождении небольшого хора и оркетра аутентичных инструментов (Ламон не только преподает в университете, но и возглавляет один из лучших барочных коллективов мира – Тафелмюзик)… Я не знаю, насколько акустика капеллы улучшила голоса исполнителей, думаю, что в не очень большой степени, т.к. одного исполнителя мелкой партии матроса “спасти” не удалось, но это был единственный прокол.

Баритон Джеффри Сирет в роли Энея был хорош, но я подумал, что изначальный замысел с тенором был бы лучше. Студентка магистерской программы в университете Торонто Эллен МакАтир (Ellen McAteer) просто повергала ниц неземным голосом. Я понимаю, что видеоклип не передает все нюансы музыки и голоса так, как живое исполнение, но МакАтир была много лучше Джесси Норман (знаю, что сравниваю яблоки с апельсинами, но иначе не получается).

Еще бы я выделил тенора Кэмерона Шахбази и сопрано Элизабет Хетеринтон (Elizabeth Hetherington), но и несколько сопрано, исполнявших партию Белинды (по очереди), и колдунья, и ведьмы, и хор – все были хороши.

Режиссер нашел оптимальное решение для заданных условий: возможности капеллы и актерской игры использовались на всю катушку, а вот декораций почти не было, да и костюмов тоже, танцовщики были полуголыми + немного боди-арта (наплечный доспех для Энея и вместо лифчика на Дидоне). Да, танцы к барочным отношения не имели, да, кто-то мог решить, что в церкви так одеваться нельзя, но помещение капеллы давным-давно не является церковным.

Не могу не снять шляпу перед режиссером за продуманность действий, жестов, мимики: в течение всего представления все исполнители, даже те, что не были в фокусе внимания зрителей в данный момент, выражали именно те эмоции, что ожидалось.

Я не собираюсь сравнивать студенческий спектакль с дорогим оперным проектом – возможности разные. Но голоса в субботу в торонтской капелле были лучше (за исключением колдуньи и ведьм), чем во всех найденных клипах на Youtube. Воскресный состав может чуть отличаться (возможно, Дидону будет петь Челси Ван Пелт – билетеры ничего не знают, а в программе не указано), но бесподобная акустика и уровень коллектива заставляет предположить, что принципиальной разницы в качестве исполнения быть не должно.

Я был уверен, что Королевская консерватория превосходит по всем параметрам факультет музыки университета Торонто, но сейчас я склоняюсь, что программа по ранней и барочной музыки в университете – одна из лучших в мире. Да, я отдаю себе отчет, что информации не хватает, но с учетом большого количества барочных коллективов в столице Онтарио, чьи участники учились в Европе, и охотного сотрудничества звукозаписывающих компаний с нашими музыкантами, я думаю, что определенные основания для подобных заявлений имеются.

Еще раз повторю, что рекомендую. Билеты очень дешевые: $10 для школьников и студентов, $20 для пенсионеров и $30 для остальных. Мест в зале около 180, потому лучше заказать, а не расчитывать купить при входе.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

4 Responses to “Дидона и Эней”

  1. У Пёрселла же столько прекрасной музыки, в том числе и оперной, почему все так носятся с этой ужасной “Дидоной и Энеем”? Ну бред же полный, а не драма, какие-то трешовые ведьмочки, идиотка Дидона, которая сама себе придумала проблему и сама испортила жизнь и себе, и Энею, какая-то безвольная тряпка Эней. Да ещё и инструменты только струнные. Пёрселл всегда так хорошо писал для духовых! Нет, кое-где, конечно, и в этой опере проскакивают мелодические приятности, но по сравнению с арией Амфитриты из “Бури”, дуэтом воздушных духов из “Королевы индейцев”, сценой игры с эхом из “Королевы фей” или арией Гения Холода из “Короля Артура” это всё равно очень слабо. Единственный повод выделять “Дидону и Энея” – это просто факт того, что это единственная классическая опера Пёрселла, а не семи-опера, как остальные его оперные сочинения. Но разве жанр главное, а не качество музыки? “Дидона и Эней” – это первая проба пера, когда Пёрселл ещё не достиг своего мастерства, годы спустя он писал в 100 раз круче.

    • khvostik says:

      возможно, Вы и правы. но я же не профессионал, а просто слушатель, что ставят – на то и хожу.
      в какой-то мере это дело моды: поставил один, за ним другой, третий и т.д. а то, о чем забыли, что давно не ставили, не каждый решится и поставить/возобновить, т.к. спонсоры и слушатели могут неизвестное им произведение проигнорировать, побояться рисковать…

  2. Начните, например, с “Короля Артура”, эта вещь тоже довольно популярная, и при этом там явно гораздо больше интересного, чем в “Дидоне и Энее”. Из аудио рекомендую запись Гардинера с Монтеверди хором.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s