Солженицын против Моцарта

Неделю назад Торонтским симфоническим дирижировал и солировал как пианист Игнат Солженицын. Все прошедшие семь дней собирался с силами, чтобы сказать не слишком эмоционально, но боюсь, что ничего не вышло.

Торонтский симфонический весь январь уже девятый год посвящает Моцарту. Это одна из самых лучших идей музыкального руководителя оркестра Питера Оунджаяна.

Вечер открывается велеречивым сыном литератора: ничего свежего или умного, но вниманием аудитории профессор Куртисовской консерватории овладел легко.
Концерт начался с Увертюры к “Милосердию Тита”… Ничего не скажу, кроме того, что худшее исполнение я всё же один раз слышал несколько лет назад в исполнении крошечного оркестрика студентов Королевской консерватории, но от симфонического оркестра я такого не ожидал.

Затем Концерт для фортепьяно с оркестром #18, где Солженицын и солировал, и дирижировал.

Лейф Андснес

Есть принципиальная разница между хорошим пианистом Игнатом Солженицыном и бездарным дирижером Игнатом Солженицыным. Как пианист он получает признание серьезных оркестров и дирижеров, а вот как дирижер, помимо Петербургского Филармонического и оркестра Мариинки (сын такого отца не может не получить доступ к пульту, тем более в свете хороших отношений с Гергиевым), играет с весьма средненькими коллективами. Не бывает такого, чтобы по понедельникам и вторникам чемпион (играет с СПб Филармомическим), а вот всю остальную неделю – в юниорской лиге (никаких приглашений из лучших европейских коллективов в качестве дирижера, но не пианиста).

Солженицын не чувствует оркестр, не понимает его нужды, не умеет удерживать его, не говоря уж о том, что вообще не может предложить свежую интерпретацию, просто усиливает громкость 😦
У Андснеса в клипе есть дух Моцарта – пархающий как бабочка, чуть касающийся тебя и тут же исчезающий, как порыв летнего ветерка, то-ли иронизирующий, то-ли чуть стебущийся, ни о чем “не парящийся”. Да, Лейф Ове – куда талантливее Игната Александровича, но обычно объяснить отличия таланта от крепкого профессионала крайне тяжело, а тут всё просто: легкость и красота против тяжеловатой четкости.

Когда Солженицын играл, оркестр звучал лучше, чем когда он дирижировал. Это редкое умение.

Один из самых великолепных примеров дирижирования пианиста для меня – Двадцатый концерт Моцарта в исполнении великой Мицуко Утида (Mitsuko Uchida) и зальцбургской “Камераты”. Раз двадцать слушал и каждый раз не мог удержаться от слёз. Это я к тому, что пианист в качестве дирижера может быть фантастически хорош!

После антракта – 39 симфония. Одна из лучших, написанная быстро, в одном порыве вдохновения тем же летом, что и 40, и 41 (39-ую Амадей закончил 26 июня 1788, 40-ую – 25 июля, а 41-ую – 10 августа того же года). Она немного уступает последним, но все же хороша!


Венский Филармонический и Николаус Арнонкур

Безусловно, один из лучших оркестров мира не чета нашему симфоническому, но последний может играть очень хорошо – если дирижер находит к нему подход (или если оркестр очень старается, как например, ради Ицхака Перлмана). Но с плохим дирижером или если дирижер ошибся, торонтский симфонический может быть не лучше оркестра сельского дома культуры. Например, семь (кажется) лет назад Питер Оунджаян на таком же моцартовском фестивале несколько раз грубо ошибся во время исполнения Сороковой симфонии и оркестр “пошел в разнос”. Я готов предположить, что прошлая суббота для Игната Солженицына была неудачным днем, но судя по его послужному списку, дело не в субботе…

Вернемся все же к Моцарту. Мощь музыки, ее парадность и сияние позолоченными зеркалами дворцовых залов в отдельные моменты оборачивается не приторной красивостью, но захватывающей дух пронзительной чистотой горных вершин где-то вдали, звёздного неба, если задерешь голову, светло-голубых озер и темных хвойных лесов, если все же вернешься на Землю и яркостью цветов у тебя под ногами.

Никакой сложности, философии или телеологии… И всё же 39-ая симфония глубоко религиозное сочинение. Бытие Бога доказывается эстетически – через демонстрацию красот мира вокруг. Как бы ни возникло прекрасное вокруг, именно наше восхищение заставляет придать красоте более глубокий, наполненный сложными, невыразимыми переживаниями и серией краткосрочных, но цепляющихся один за другой, и потому довольно длительных эмоциональных потрясений… Чувствительные души не могут не придать этому сверхестественное значение, определяя в разряд “подтверждения существования Божественного в нашем мире”.

Как ни старался Солженицын-младший испортить Моцарта, его победа была краткосрочной…

Не могу не предупредить о необходимости бдительности: если концерты с Игнатом Александровичем в качестве пианиста никаких возражений не вызывают, то от его потуг подирижировать я всем настоятельно рекомендую держаться в стороне.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третьей", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задумываться над проблемами вместо того, чтобы радостно получить от кого-то лёгкий для понимания однозначный ответ, толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.