“Страна улыбок”

Перед и несколько дней после Нового года Торонтская оперетта давала не очень известную вещицу Франца Легара “Страна улыбок“.

Произведение не так часто ставится, но самую известную арию “Я отдал тебе мое сердце” (или “Мое сердце принадлежит тебе” – “Dein ist mein ganzes Herz”) исполняют голоса мира!


Доминго, Нетребко и Вильясон (хотя я бы Villazon написал как Виллазон, но с Википедией не поспоришь :))

Столкновение цивилизаций: Лиза, девушка из высшего общества Вены влюбляется в “принца” из Китая (в первом акте он посол в столице Австро-Венгрии – действие происходит в 1890-ых). Его вызывают домой в связи с назначением губернатором провинции, она следует за ним, несмотря на объяснения влюбленного в нее молодого аристократа (Густи), что ни к чему хорошему это не приведет. В Китае на молодого губернатора давят родственники и традиции, в итоге он “для проформы” женится еще на трех-четырех китаянках, но Лиза не готова на такие “высокие отношения”. А тут еще и Густи получил должность военного атташе в Китае и, пробравшись к Лизе, уговаривает ее бежать. В итоге никого не убили, но в целом финал грустный, т.к. главные герои теряют любовь и надежду на нее. И вот тут китайский принц-губернатор говорит своей сестре, успевшей влюбиться в Густи и плачущей от невозможности стать счастливой, что, мол, Китай – страна улыбок, мы все время улыбаемся, так и сейчас должны перестать плакать.

Красивая ария про отданное сердце (клип выше) исполняется принцем (а не всеми вместе), когда он, наконец, дает согласие на брак с несколькими китайскими девушками. Звучит очень трогательно, но по сути напоминает анекдот: пусть переспал с соседкой, но всё время думал только о тебе 🙂

Околоновогодняя постановка в Торонтской оперетте самая лучшая, т.к. в это время не занят Дерек Бейт – дирижер Канадской оперы, – и многие музыканты Торонтского симфонического. Как следствие инструментальное сопровождение переходит на более высокий уровень. А тут еще и привлекли хорошие голоса: отличное сопрано Лару Чикиевич (или Сикиевич – Lara Ciekiewicz, два года назад я слушал ее в Королеве чардаша) и тенора Эрнесто Рамиреса, выступавший с Канадской оперой (оперетте трудно заманить к себе певцов такого уровня, обычно не выше уровня оперных театров Оттавы, Калгари, Эдмонтона, Монреаля). Еще выделю молодую канадку китайского происхождения Ваню Чан (Vania Chan) – и за красивый голос, и за драматические способности. Эдам Фишер в роли Густи был неплох, но от него не требовалось так много как от китайского принца Су-Хонга. И, если честно, то я рад, что Торонтской оперетте повезло заполучить Рамиреса с его мощным, способным забираться очень высоко голосом 🙂

И всё же удачной была не только музыкальная часть, но и визуальная: в первом отделении костюмы Вены конца позапрошлого века были предоставлены студией “Малабар“, сочетающей потрясающую историческую точность (насколько я могу судить по костюмам к спектаклям по русской классике) с красотой исполнения и оригинальностью; а вторая, китайская половина получила шелковые костюмы от “Tang Silk Whispers”:

land_of_smiles

Если оставить в стороне скромность прочих декораций, то зрелище было великолепным. Другое дело, что финансовые возможности местной оперетты весьма ограничены (спрос не особо велик – все же жанр популярен больше в Центральной и Восточной, чем в Западной Европе, потому слушателей заметно меньше, чем в опере), отсюда три постоянных прокола: уже упомянутые декорации (тут еще и скромные размеры сцены влияют, но в том же центре искусств им. Св. Лаврентия есть и зал большего размера, с хорошей сценой, но его Торонтской оперетте не потянуть), слабая танцевальная часть и никакая режиссура. За все три отвечает руководителль театра – Гиллермо Силва-Марин. Он хороший продюссер, организатор, но он не умеет танцевать и ставить танцы и не может объяснить исполнителям, какие психологические проблемы решают их персонажи, чего боятся, хотят, какие противоречия осложняют их жизнь. Не говоря уж о том, чтобы срежиссировать нечто оригинальное – опасаюсь, что Силва-Марин не способен увидеть нечто новое в либретто.
Однако за его усилия – создать и поддерживать существование в Торонто театра оперетты в течение 28 лет, – перед ним нельзя не снять шляпу!

Критик из крупнейшей местной газеты посчитал, что получилось посредственно. Его трудности. Я бы сказал, что сравнивать с Канадской оперой или дажей “Опера-Атель”е нечего, но сравнительно с тем, что слушал ранее “Страна улыбок” – лучшая постановка Торонтской оперетты.

И тут мы подходим к серьезнейшей проблеме театра – повышению цены билетов почти до уровня упомянутой выше “Опера-Ателье”, вплотную приближаясь к Канадской опере, где исполняют солисты уровня Мета, Ковент-Гардена, Ла-Скалы и Берлинской оперы, где ставят лучшие режиссеры и художники мира. Даже “Опера-Ателье” со своей спецификой (только барочная опера) с вокальной стороны заметно выше (у них и Байракдарян иногда поет, и мужское сопрано Майкл Маниаччи, и другие звезды первой величины), а с музыкальной (ее оркестр – один из лучших барочных коллективов мира Tafelmusik) – так просто на голову, плюс декорации хорошие, собственная труппа барочного балета/танцев… Если принять во внимание соотношение “цена-качество”, то Торонтская оперетта падает именно туда, куда указал критик “Звездочки”.

Я готов согласиться с тем, что искусство не связано напрямую с инвестициями. Но мы же не говорим о гении, творящем дома и живущем за счет родных или подачек знакомых, а о специфическом виде искусства, где имеет значение конкуренция за ограниченные ресурсы в виде хороших певцов, оркестра, хореографа, режиссера, художника и т.д.

Можно предствить себе, как группа талантливых энтузиастов соберется и поможет заштатному театрику создать шедевр – глубоко-психологическая трактовка, высвечивает новые грани в давно известном произведении, декорации подчеркивают акценты, расставленные режиссером, танцы на уровне и т.д. Дальше? Нельзя на энтузиазме пробежать марафон, только стометровку. Удержать группу можно только обеспечив ей возможность работать с талантливыми исполнителями, а это дорого, т.к. у талантов предложений много (представим, что сами энтузиасты работают еще где-то и тем обеспечивают свои семьи, которые видеть занятых на двух работах мужей или жен особо не жаждут – все, буквально все идут на жертвы ради искусства).
Да, есть Вуди Аллен, у которого кинозвезды по слухам играют чуть-ли не бесплатно. Но обычный доход кинодивы от фильма не идет ни в какое сравнение с доходом оперного певца или певицы. Получая за роль в блокбастере миллион-другой, можно один раз в пару лет или вообще в жизни сняться бесплатно в “произведении искусства”. В прочих – не кино, – искусствах таких диких денег нет. И мы “снова выходим на Дерибасовскую”: если утром не будет денег, то вечером не будет стульев.

Но поскольку слушатели тоже не печатают деньги, а конкуренция в Торонто на театрально-концертном поле всё же существует, то выбрать можно и нечто лучшее. Точно также, как выбирают в магазинах.
Так что боюсь, Торонтская оперетта встала (возможно, вынуждено) на ведущий в небытие путь. И, видимо, не она одна. Фактически мы подходим к вопросу о том, может-ли искусство существовать без меценатов или господдержки? Похоже, что в случае оперы ответ однозначен – “нет”.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третьей", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задумываться над проблемами вместо того, чтобы радостно получить от кого-то лёгкий для понимания однозначный ответ, толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.