Традиция домашних театров

Вечером первого января ходили с ребенком на спектакль “Бременские музыканты“, который поставили в своем домашнем театре знакомые. Старый советский мультик, надеюсь, видели все, так что сюжет со всеми персонажами и их песнями оставим за кадром.

Собственно говорить о конкретной постановке я не собираюсь, но на ее примере хотел бы порассуждать в общем о домашних спектаклях.

Домашние спектакли были популярны в XIX веке как в англоязычном мире, так и в Российской империи (вероятно, и других местах, но не хочу говорить о том, в чем не уверен). Естественно, тогда это была привилегия обеспеченных слоев. Причем ставили как известные произведения, так и пьески собственного сочинения.

Домашние театры в большинстве случаев были дорогой в никуда, но у нас есть и пример театрика в доме купца Алексеева, где фактически были заложены основы актерской системы Станиславского.

В современном мире возможностей для подобных театриков с одной стороны меньше (много профессиональных коллективов), а с другой потребностей в них больше из-за неудовлетворенной потребности в творчестве и лицедействе тех, кого не берут в настоящие театры.
При этом в эмиграции условия еще чуть более благоприятные в виду ограниченности конкуренции и относительной легкости нахождения помещения для представления и незначительности (опять же относительной) затрат на постановку.

Как зритель, я бы не хотел страдать от тройного непрофессионализма: текста, режиссуры и актерской игры. Потому доморощенные пьесы лучше даже не обсуждать (об исключении – позже).

Второе, звуковое/музыкальное оформление и декорации с костюмами должны быть максимально пристойными. Костюмы не обязаны быть шикарными, функциональность и узнаваемость вполне могут компенсировать красоту.

Третье, большинство непрофессиональных актеров бездарны и смотрятся ужасно. Но хороший режиссер (совсем не обязательно профессионал, закончивший соответствующий факультет) может сгладить впечатление. До определенного, естественно, предела. Зато дети на сцене оцениваются совсем иначе, и чем младше ребенок, тем благожелательней на него смотрят.

Самому маленькому участнику “Бременских музыкантов” было 3.5 года, и он вызывал самые теплые улыбки у взрослых зрителей.

Потому домашним театрам лучше бы вернуться к тому, чем они изначальо были: детским творчеством, способом развития и самовыражения детей. Под руководством и при ненавязчивой помощи взрослых.

Здесь я бы хотел вернуться к упомянутому выше исключению в драматургии: если ребенок (от 7 до 14 лет) написал пьеску, то ставить ее дома совсем не зазорно. Безусловно, не каждую пьеску и с взрослым режиссером, доброжелательно, ненавязчиво помогающим автору улучшить сочинение.

Если дети на сцене смотрятся хорошо, то задача взрослых не испортить впечатление. Для чего им лучше бы дать комические роли. Или придать ролям заметный комический оттенок.

Для ребенка от 3 до 6-8 лет выступать на сцене очень сложно, но навык таких выступлений будет крайне полезен в последующей жизни – как в школе, так и вообще в плане преодоления, избавления от комплексов.

Вокальная часть при современном развитии технологий может быть легко отделена от актера. Результат будет много лучше, чем похабное, полное фальшивых нот исполнение.

Еще один важный момент: домашние спектакли должны быть бесплатными или за символическую сумму. Критичность восприятия людей вырастает очень сильно, если за билет заплатили хоть рубль (евро, доллар или шекель).
И приглашать лучше одних знакомых, а не открыто рекламировать в социальных сетях. Даже если зрителей будет откровенно мало, доброжелательность атмосферы ценнее.

Пожалуй, домашние детские спектакли – одна из лучших традиций, которую стоило бы возобновить. Но я не уверен, что детей особенно школьного возраста, можно легко убедить в том, насколько это может быть интересно и полезно им.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s