Фрейд и проблема сексуальности

Пересмотрел отличный фильм Кроненберга Опасный метод и задумался над обсессией Фрейда касательно секса. Из XXI века трудно не согласиться с правотой Юнга, что “не сексом единым”…

Однако давайте не будем забывать, что события в фильме происходят в 1904-13 гг, т.е. сто и чуть больше лет назад. И Фрейд подходил к своим исследованиям, как настоящий ученый: изучал факты и только потом делал выводы, невзирая на внешние воздействия.
В представленное в “Опасном методе” время еще не были сформулированны современные критерии научности, потому Фрейд брёл на ощупь, использовал те методы и подходы, которые были тогда известны. Потому он был подвержен влиянию многочисленных когнитивных искажений… Мы, живущие в XXI веке, вроде бы знаем и об искажениях, и о критериях научности, но постоянно наступаем то на одни, то на другие грабли.

Да, сегодня нам кажется, что Фрейд был глубоко неправ, когда сводил всё к сексуальным нарушениям. Но мы забываем, что сегодняшнее общество в значительной степени сформировалось под влиянием открытий Фрейда. Нынешняя сексуальная раскрепощенность обеспечена не только изобретением доступной контрацепции, но и знакомством масс с психоаналитическими концепциями.

В конце XIX – начале XX века ситуация была принципиально иной. Вернее так: среди пациентов, способных платить за лечение психологам, психиатрам и психоаналитикам, основная проблема была связана с сексом, его табуированностью, диким числом ограничений, связанных с ним.
Если бы Фрейд наблюдал российских крестьян или австрийских служанок, то, несомненно, Эрос не занял бы ключевого места в новой теории. Возможность реализовать либидо была принципиально разной для высшего и низшего классов. Или, чтобы не впасть в марксистское упрощение, между теми, чья жизнь была крайне сильно регламентирована влиянием среды, и теми, чья много меньше.

Тут необходимо подчеркнуть, что идея/теория, донесенная и воспринятая элитой, оказывает на порядки большее воздействие, чем идея, внедренная в сознание сотен миллионов. Проблема сексуальности, как чего-то запретного и при этом отравляющего жизнь своим отсутствием, в большей мере касалась высших классов. И дело не только в платежеспособных пациентках Фрейда и Юнга, но и в том, что показали в фильме Hysteria (русское название “Без истерики!) – об изобретении “интимного вибромассажера” (aka вибратор). Мы говорим о той эпохе, когда в ходу была поговорка “леди не двигаются” (the Lady’s not for moving) – в смысле в постели во время секса. В образованных классах той поры жило убеждение, что у женщины не могло быть либидо, в отличие от мужчины (“животное”).

Если следовать туда, куда влечет прибыль, то легко найти “болевые точки эпохи”, а на самом деле – то, что волнует наиболее влиятельных, могущественных, богатых. И через них изменить взгляды общества.
Альтернативой может быть контроль системы высшего образования или хотя бы педагогического образования (как это удалось Дьюи и его лево-либеральным последователям).

Как бы то ни было, но успех психоанализа был ситуационным, а не объяснялся глубиной поднятых проблем или строгой научностью подхода. Подход на практике был как раз ненаучным, но покуда в платежеспособных слоях общества были проблемы с восприятием сексуальности, психоанализ был востребованным. А дальше обнаружилось, что проблемы есть не только в постели, что хоть секс и важная (одна из важнейших) часть жизни, проблемы могут корениться и в других сферах. Там, где психоанализ толком помочь не может. И фрейдизм завял… Ну, или нет: стал одним из цветков гербарии человеческой мысли. Красивым, цепляющим взгляд и в совсем засушенном состоянии.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.