Чайковский и Хахназарян

Около года назад победитель Конкурса им. Чайковского Нарек Хахназарян выступал в Торонто первый раз. В прошлую пятницу он играл уже с Торонтским симфоническим оркестром.

Вечер открыла сюита из “Спящей красавицы”, но я начну рассказ с Вариаций на тему рококо Чайковского

Солирует Мстислав Ростропович, дирижирует Бенджамин Бриттен! Да-да, это 1970-ый 🙂

Полная внутреннего напряжения, произрастающего из невнятной тоски, странного, невнятного беспокойства неизвестно о чем, музыка. Легкость обманчива: она позволяет грусти полностью завладеть слушателями, настолько полно, что последние не понимают, отчего сжимается душа, почему к глазам, кажется, вот-вот подступят слёзы, но так и не выступают…
Видимо, столь же необъяснимый оптимизм болтается на заднем плане и кружит грусть, как осенние пожухлые листья, не давая грусти отяжелеть и прижать душу к земле.
Музыка повторяется, как узор на мебели – то на легких струнных (скрипках и альтах), то на тяжелых (виолончелях, исключая солирующую, и контрабасах), то на духовых, но на каждом предмете мебели – узор выглядит немного иначе, подчеркивая разные характеристики, функции, свойства материала и результат особой обработки…

Если бы можно было представить ракушки столь же легкие, как высохшие листья, это было бы лучшей метафорой к сочинению Петра Ильича. Увы, ракушки всегда тяжелы и хрупко-тверды.

Финальное ускорение (как раз оно представлено в клипе) выдергивает слушателей из осени в августовский день, когда мрачные тучи, так и не разродившись дождем, разбежались, открыв дорогу солнцу к светлой зелени березок, лишь чуток, как веснушками, обсыпанным отдельными желтыми листочками. Ветерок играет листвой, его прикосновение к коже бодрит настолько, что хочется бежать вприпрыжку…

Солист был великолепен. Молодой дирижер Марчело Ленингер (Marcelo Lehninger) добиться от оркестра безупречной игры не смог, но Хахназарян и гений Чайковского закрасили все многочисленные погрешности игры оркестрантов.

На бис он сыграл Lamentatio” Джованни Соллима: из-за голосового сопровождения виолончели было похоже на какой-то этно-рок в аранжировки Пьяццолы. Странное произведение.

После антракта оркестр исполнил Пятую симфонию Чайковского.

Берлинский Филармонический

Главной причиной задержки с написанием данной заметки была моя неспособность отрефлектировать свои впечатления, выразить свои чувства не просто псевдо-дирижирующими движениями рук и вообще всего тела в ответ на музыку.

Одно из самых выразительных, захватывающих целиком и полностью произведений, Пятую Чайковского толком не объяснишь: начинается с сильной тревоги и потому не громкой, проникающей исподволь в каждую клеточку, насыщающей, как влага, каждую струнку души… Выясняется, что у тревоги бывает множество оттенков. Даже цветов. Не говоря уж о самых причудливых и неожиданных формах. Оркестр раздирает тревогу на части: вот напряженность, опасность, а вот – покой. Успокоение, отдых, привал, забвение, грёза, мечтательность плавных движений, как в приснившемся от укачивания поезда танце…
Последняя часть – возвышенная торжественность, перетекающая в неуверенность и чуть иную, чем в начале тревогу (валторна, кларнет, гобой вместо струнных), потом то-ли надежда, то-ли уверенность в лучшем будущем, потом разочарование и буря. Необъяснимая, поражающая мощью и внезапным, мгновенным успокоением, буря. Когда тихое течение и штиль на поверхности никого не обманывают – мы ощущаем нутром, что буря продолжается, просто волн и ветра нет, не видны…
Победный марш… Нет, не победный, это марш уверенности в победе, но сама победа еще только ждет нас, она в будущем, потому триумф в воображении еще пафосней и ярче, чем мог бы быть в реальности… До такой степени напышенный, что порой в нем слышатся глумливые нотки – честная часть смеется над наивной наглостью мечты.

Дирижировавший в клипе Берлинским Филармоническим Андрис Нелсонс с сезона 2014-15 будет приглашенным (по сути главным) дирижером Бостонского симфонического, где со следующего младшим дирижером (Associate Conductor) будет Марчело Ленингер, дирижировавший Торонтским симфоническим в прошлую пятницу. Но я не уверен, что привыкший к хорошим европейским оркестрам Нелсонс справился бы с нашим оркестром лучше не избалованного Ленингера.
После исполнения Пятой я понял, что в первом отделении был чрезмерно строг к молодому дирижеру: он не так плох, как мне показалось после исполнения сюиты из “Спящей красавицы” (о негативе я писать не стал).

С точки зрения программы концерт был одним из самых лучших за последние лет 5. Восторг был бы совсем безмерным, если бы оркестр был лучше или дирижер умел бы держать Торонтский симфонический в ежовых руковицах. Но и так эмоциями можно было почти захлебнуться! 🙂

Нарек Хахназарян – достойная смена Стивена Иссерлиса и Миши Майского (дай Бог, оба еще долгие годы будут радовать публику). Любителям классической музыки ни в коем случае не стоит пропускать его концерты.

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s