Как трезвый в пьяной компании

У меня не было желания писать о фильме Восток (или “Группировка “Восток”” – в оригинале “The East), я собирался ограничиться как-бы-анализом настроений россиян касательно капитализма на основании непрофессиональных рецензий на упомянутый фильм. Но увидев оценки западных критиков, почувствовал, что теряю почву под ногами.

Безусловно, большая часть используемых на “Гнилых помидорах” обзоров фильма – с левых (в смысле не особо серьезных и качественных) вебсайтов или левых (в смысле политической ориентации) газет. Но в достаточно адекватной, хотя все же левее центра Вашингтон пост или в канадской правой National post кинообозреватели, не будучи в общем и целом в восторге от фильма, не желают замечать как-мне-кажется-очевидное. Только рецензент в левой канадской Globe and Mail указывает на изъяны в логике и недостаток достоверности.

Допустим современные россияне, имеющие доступ к интернету, не знают и на 1% о ситуации дел в Америке, но как можно преставить, что в полнейшем неведении пребывают – даже не англичане или канадцы, но сами американцы, пусть и из склонных к левизне изданий?

Разумеется, не обязан кинокритик иметь IQ хотя бы на уровне Буша-младшего, не обязан знать о процедуре проверки новых лекарств в Food and Drug Administration, но предполагается, что он должен уметь читать. И если бы он читал, то узнал бы, что в тех скандалах, которые попадают на первые страницы газет, речь идет о ничтожно редких, исчисляемых милли-долями процента, случаях, когда повышается (то есть он и без лекарства имелся) риск чего-нибудь-там. Ничего близкого к психотическому состоянию быть не может, как и чего бы то ни было другого, столь же тяжелого и при том легко идентифицируемого.

И с трудом закончивший начальную школу критик должен был прочесть в своем издании или любой бесплатной газетке о многомиллиардных исках, подаваемых к табачным компаниям ПОСЛЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ на всех сигаретных пачках о вреде курения, исках не просто подаваемых, но выигрываемых.
Если бы был хоть ничтожный шанс на то, что вода в американском озере/речке вредна и опасна, набежали бы адвокаты, чтобы подать коллективный иск, выискивая всех якобы пострадавших. Причем без малейших финансовых затрат со стороны последних.

Подчеркну, что сами авторы фильма в интервью не могут привести ни одного случая в поддержку своих бредовых обвинений. Самое страшное, о чем они говорят – авария на нефтяной платформе “Бритиш петролеум” в Мексиканском заливе. Но там имела место авария, а не тайное вредительство, намеренный обман ничего не подозревающих масс или недостаток проверок.

Почему же критики не желают замечать очевидного? Почему у меня от собственных банальных наблюдений возникает ощущение, что я, как трезвый в пьяной компании, замечаю абсурд происходящего, но больше никому это не заметно?
Скорее всего дело во въевшейся в подсознание политкорректности. Ну, не может журналист в левом или мейнстримном издании поставить под сомнение существование неких злокозненных корпораций, только и мечтающих, чтобы напакостить простым людям – налить яд им в воду или подсунуть ЛСД вместе с антималярийным препаратом.

Вроде бы сложно не ответить на вопрос, можно ли замалчивать очевидную, намеренную лживость создателей сего опуса, и не помогают ли все эти “умолчавшие” распространению вранья и того же самого эко-терроризма? Но почему мне так некомфортно говорить о том, о чем не говорит больше никто? Такое одиночество не в природе человека, отсюда неприятное чувство, словно сам на себя изгнал из коллектива, нет, хуже – противопоставил человечеству.

Еще один пример дурной и дешевой политкорректности в фильме – женщина во главе разведфирмы. Женщин в разведке достаточно, но на самый верх они не поднимаются. Да и в корпоративном мире тоже не особо, т.е. шанс, что во главе очень крупной компании по экономическому и прочему шпионажу будет женщина, ничтожно низкий. И ни в коей мере руководитель такой структуры не будет оставлять свой кабинет и компьютер не “запертым”.

Нет, я не занимаюсь высикиванием мелких несоответствий, я считаю все упомянутые пункты следствием идеологической зашоренности, не позволяющей видеть мир ясно и четко и анализировать собственные действия. Всё сводится к анти-капиталистическому пафосу, не нуждающемуся в реальности для громких заявлений.

При бюджете в $6.5 млн “Восток” принес создателям $2.4 млн, т.е. зрители проголосовали ногами и кошельками против откровенного бреда (что дает мне надежду на наличие сходной с моей позиции у еще кого-то 🙂), но почему же политически нейтральные сайты – “imdb.com” и “kinopoisk.ru”, – выставляют фильму относительно высокие оценки? Ответа у меня нет.

Но не меньше меня удивляет, что западные рецензенты (в серьезных изданиях) не умиляются якобы хорошей игре актеров, в отличие от российских. Считается, что западные зрители привыкли к некачественной продукции Голливуда, а российские киноактеры в массе своей имеют качественную театральную подготовку по системе Станиславского, что по идее должно поднять планку для российских обозревателей.
Вот тут я готов предположить: оценка актерской игры – не более, чем производная от общей оценки фильма, россиянам фильм понравился поскольку он несет анти-западный, анти-капиталистический посыл. Да, на Кинопоиске не так много рецензий на “Восток”, но есть еще и мнение тех, кто оценил преставленные рецензии по шкале “нравится/не нравится”.
К слову сказать, из-за отсутствия внутреннего психологического напряжения актерам нечего было изображать, никаких сложных эмоций в соответствии с идеоогически-выдержанным сценарием у них не возникало, так что актерам и стараться особо не нужно было. Во всяком случае не больше, чем Сталлоне или Ван Дамму в среднем фильме с их участием.

Возможно, мой исходный импульс написать об опасности для общества поддерживать радикально анти-капиталистические взгляды, как некоторые рецензенты на Кинопоиске и проголосовавшие за них, – демонстрация когнитивного искажения (availability bias). Все же для меня капитализм – это Канада и Америка, тогда как у россиян примеры совсем другие. Я нахожусь под впечатлением от повседневной западной практики, совершенно нерелевантной к российской ситуации в отношениях между бизнесом, особенно крупным, и обществом.
Тем не менее ставшая чуть более понятной проблема не исчезает: в современном мире в обозримом будущем не будет места для не-рыночной экономики (сельву Амазонки или Северную Корею исключим), т.е. россиянам придется жить при капитализме, который они учатся яро ненавидеть. И никаких альтернатив нет. Да, вина лежит не на принципах рынка, а на дикой роли государства, коррумпированности чиновников в России, но обжегшиеся на молоке дуют на воду. И получив прививку от социализма, россияне теперь получают ее уже от капитализма. То есть им придется жить в том, что они ненавидят. И спасения нет.

Я не знаю, как россиянам выбраться из этой западни. Точно также не знаю, как спасти оболваненную левой пропагандой часть западной молодежи. Но разница все же существенная: одно дело, когда здравый смысл позволяет большинству ускользнуть из тенет пропаганды, и когда жизненный опыт только и подталкивает в объятия деструктивной идеологии.

“Восток” – фильм дурной и дешевый, но дело не в нем, а в происходящем со многими людьми под влиянием левацкого оболванивания или монструозной практики воровского псевдокапитализма в России.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s