“God of Carnage”

Воскресным днем ходил на предпоследнее представление пьесы Ясмины Реза “Бог резни“, представленной “Studio 180” в рамках проекта “Off-Mirvish“.
Главный местный продюссер мюзиклов Дэвид Мирвиш решил собезьянничать “Off-Broadway” – относительно небольшие театрики, где в НЙ могут идти и пьесы, и мюзиклы, а у нас только (?) пьесы.

Вообще я был под впечатлением, что однажды писал о фильме Романа Полански “Резня” (“Carnage“) по той же пьесе. Но видимо, только собирался написать. Со мной такое случается частенько.

Однако начнем с театральной постановки в Торонто. С творчеством режиссера Джоэля Гринберга (Joel Greenberg) я познакомился пару лет назад на спектакле Наш класс. Из четырех актеров – Джона Буржуа, Линды Кэш, Сары Оренстейн и Тони Наппо, – я прежде видел только последнего в Последнем привете космонавта…, но у всех у них очень впечатляющие послужные списки.

Сюжет прост: двое 11-летних школьников подрались, т.к. один другого назвал доносчиком, а тот ему палкой выбил два зуба, родители виновного пришли подписать соглашение с родителями пострадавшего об урегулировании финансовых вопросов (стоматология – недешевое удовольствие). И слово за слово начинаются разборки между четырьмя взрослыми.

God of Carnage

Это комедия, но комедия глубокая, поднимающая темы куда более сложные, чем может показаться из краткого пересказа сюжета.

Поскольку я был уверен, что о конфликте я уже писал, то в театре я сконцентрировался на различиях между кино (в виде просмотренного дома DVD) и театральным восприятием.

Даже если не трогать бОльшие технические возможности кино и явно не сравнимую величину Полански относительно Гринберга, то Джоди Фостер и Кейт Уинслет (плюс Кристоф Вальц и Джон Рейли) явно не чета канадским актерам, в том числе по внешней привлекательности и возрастному соответствию персонажам. Несмотря на то, что канадцы заводят детей относительно поздно, все же в предпенсионных родителей 11-летнего ребенка верится с трудом.

И на этом фоне удивило, насколько сильнее цепляет театр, чем просмотр фильма дома. Энергетика актеров и возможность зрителей обезьянничать эмоции друг друга и реагировать на импульсы со сцены многократно ярче сравнительного с тем, что происходит на экране.
Плюс когда вокруг раздаются смешки, улыбаешься шире, чем в случае если бы не знал о реакции окружающих.

Полагаю, что перевод Кристофера Хэмтона (Christopher Hampton) не лучше оригинала Ясмины Реза, потому не могу не отметить потрясающей психологической точности – в большинстве случаев, – в подборе выражений в зависимости от накала страстей. Пару раз переводчик выбрал неудачно сложное слово, когда персонаж должен был говорить проще, не выпендриваясь и не подыскивая редкий синоним, поскольку выплескивал ярость, возмущение или иную столь же мощную эмоцию. Ну, не будет “слон” заморачиваться выбором оригинального, еще не использованного синонима, такие экзерсиции – прерогатива “наездника”.

Когда безумие, захлестывает людей, возникают казалось бы неестественные альянсы и союзы. Но Реза показывает – и с ней трудно не согласиться, – что понимание представителей своего пола у нас на порядок выше, чем противоположного. Мужчинам легче объединиться в вопросе воспоминаний о драках и группировках в детстве, чем женщинам понять, зачем об этом говорить.

“Бог резни” не сталкивает разные культуры, но неплохо обыгрывает классовые разногласия. Причем в рамках каждой семьи у мужа роль более консервативного в политическом смысле, тогда как жены либеральны.
Похоже, что для драматурга межполовые различия крайне важны, поскольку их она педалирует достаточно часто, разворачивая то одним, то другим боком. Например, мужчины назло женщинам могут начать пить скотч или ром, и точно также назло мужчинам женщины присоединятся. Важно-ли это? Теоретически нет, но именно так ведут себя люди в повседневной жизни.
“Война полов” идёт по принципу “назло”, демонстрируя, насколько мы, мужчины и женщины, в данном вопросе остаемся подростками, отстаивающими самостоятельность и независимость перед родителем противоположного пола.

В комедийной драме исподволь показана и “классовая борьба”. Классовая ненависть многопланова: на Западе плохо относятся к адвокатам, банкирам, фармацевтическим компаниям – всё это Алан (адвокат в фармакомпании) и Аннетт. Но сказать, что все любят лезущих во все дырки либеральных активистов или владельцев бизнеса (Майкл и Вероника), тоже нельзя. Одним словом, “героев нашего времени” нет (эпоха не та, чай не XIX век, слишком многообразна читающая публика, одним идеалом или даже анти-идеалом она довольствоваться не станет), есть разные люди, каждый из коих кому-то нравится и близок, а кому-то глубоко антипатичен, а то и противен.

И всё же покуда мы не выходим за рамки одной культуры, – в данном случае, достаточно образованные люди, читающие книги (никаких иммигрантов или расовых меньшинств), – понимание возможно. Выясняется, что объединяют всякие мелочи: умение оценить хороший алкоголь или сигару, детские воспоминания, знание стереотипов и понимание, что это именно стереотипы. И можно выдохнуть, успокоиться и перестать оскорблять и наскакивать на ближнего.

Своей пьесой драматург показывает как тонка и хрупка скорлупа цивилизованности на всех нас, включая вроде бы достойных представителей общества, казалось бы обязанных уметь держать себя в руках. Причем повод для взрыва, который не оставит ничего от следования логике и рационального поведения, низведя европейцев или американцев до уровня воюющих дикарей из двух африканских племен, нужен ничтожнейший, микроскопический.

В фильме Полански последний кадр – спокойно играющие дети, давно забывшие о драке, коим нет ни малейшего дела до разногласий взрослых, готовых стереть друг друга в порошок, якобы ради защиты детей. В пьесе этого нет, но штрих очень красивый и удивительно точный психологически.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s