Йо-Йо Ма. Второе приближение

В 2009 я здорово обломался с Йо-Йо Ма. Но славу потрясающего виолончелиста у него не может отнять даже жуть проекта “Шелковый путь”, потому в прошлую пятницу пошли на концерт Йо-Йо Ма и пианистки Кэтрин Стотт, сотрудничающей с ним уже 30 лет.

Склонность Йо-Йо Ма к странному подбору репертуару сказалась и в 2013, хотя и не до такой степени, как четыре года назад. “Итальянская сюита” Стравинского, “7 канцион” де Фалья, отрывок из “Квартета на конец времени” Мессиана всё же на порядок-другой выше опусов Габриелы Лены Франк или Евана Ципорина, но буду придерживаться позитивного настроя в отношении концертов классики 🙂

“Oblivion” (“Забвение“) Астора Пьяццоллы

Версия для камерного оркестра и солирующей скрипки (Арабелла Стейнбахер)

Глубокая, минорная, заставляющая думать о вечности, которая начнется после нас (постичь вечность, что была до нас мы равно не способны, но ведь она нас не волнует). Медленно пробуждаются чувства, чтобы в конце мы осознали нашу участь… Но осознание рождает умиротворенье, а не страх.
Дремотное забвенье оказывается убаюкивающе-успокаивающим, перестаешь помнить о былом, оно словно бы растворяется в медленно, как поднимающийся туман, текущих грёзах… И сквозь сероватый туман забвенья начинает проглядывать надежда, точайшими линиями абриса, но начинает…

Виолончель Йо-Йо Ма придала произведению еще большую грусть (но все же не доходящую до печали) и подчеркнула характерные особенности музыки Пьяццолла.

Последней исполнялась Соната для скрипки и фортепьяно Брамса в аранжировке для виолончели


Два великих: Баренбойм и Перлман

Пожалуй, на мой дилетантский взгляд, только Брамс позволил виолончелисту продемонстрировать своё мастерство, т.к. прочие произведения никаких особенных требований к технике исполнителей не предъявляли.
Притворная легкость музыки скрывает трудное для понимания переплетение эмоциональных реакций – тут и призывы потанцевать, и навевающие тревожность медитативные импульсы, и неожиданная откровенность, доходящая до слёз и просьб о помощи…

Любой откровенный разговор заставляет углубляться хоть в небольшой степени в самокопания. О чем бы мы не рефлексировали, раздражающая горечь сожаления или ядовитые пары кислоты стыда появляются казалось бы из ниоткуда и осуществляют свое действие. Под классическую музыку рефлексировать проще, потому она и заводит дальше в те края, где стыд и сожаление выходят наружу слезами или вздохами, сжатыми кулаками или необъяснимым румянцем. Тело и расслабленно, и напряжено одновременно, и ему не освободиться от этой противоречивости покуда душа не очистится… Пока же музыка, породившая все упомянутые реакции, продолжает звучать, очищение длится. Душу словно поворачивают разными сторонами и вычищают то под аллегро, то под адажио, то под престо ажитато…

Как вдруг – после пронзительно глубокой, влезающей в подсознание музыки, – начинается – с перерывами, – по-птичьи легкая, прыгучая тема в третьей части, чтобы почти сразу оборваться мощным и быстрым ритмом… Контраст усиливается неспешными отрывками, когда скрипка (или виолончель, как в Торонто) пытается вырваться из-под власти рояля, увлекая его мчаться за собой… И че, дальше, тем чаще волны музыки разбиваются о стены концертного зала, тем тревожнее вслушиваешься в спокойные эпизоды, предчувствуя их внутреннее неспокойство, кое не может не взорваться спустя мгновение шквалом.
Ожидание не дает музыке обрушиться совсем уж как цунами, и последствия готовности и неожиданного сюрприза освобождают душу от всех переживаний до такой степени, что к последним нотам остается дистиллированный восторг и ничего сверх.

Полный вариант сонаты в исполнении Рихтера и Ойстраха можно послушать здесь.

У меня нет особых претензий к Йо-Йо Ма за исключением репертуара: при куда более высокой, чем обычно, цене билета хотелось бы получить удовольствие от всех произведений программы (ну, хотя бы почти всех), а не от одной трети. Одним словом, ощущение переоцененности заставляет во второй раз дать негативную рекомендацию относительно будущих выступлений китайского виолончелиста…

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

2 Responses to Йо-Йо Ма. Второе приближение

  1. tay_kuma says:

    Интересно. Кстати, Иван, посмотрите это. Новый старый инструмент.
    http://tay-kuma.livejournal.com/998881.html

    • khvostik says:

      Леонид,
      спасибо за ссылку! фантастически интересный инструмент! для любителей барочной музыки так просто WOW! 🙂

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s