“Silent Serenade”

В субботу ходили на постановку музыкальной комедии Эриха Корнгольда “Безмолвная серенада” в Королевской Консерватории.
Единственный опыт композитора в оперетте (или мюзикле, или музыкальной комедии) получил столько плевков в начале 1950-ых, что с тех пор практически нигде не ставился. Всё, что я нашел на Youtube – трейлер постановки во Фрейбурге, – отдает на редкость мерзким вкусом режиссера и полнейшим непрофессионализмом певцов.

Наша местная, торонтская критика тоже не была в восторге от постановки  силами студентов Консерватории. Имеют право, но я бы не сказал, что всё совсем плохо.

Поскольку произведение практически никому не известно, давайте начнем с сюжета. Итак,

любовница премьер-министра Неаполя, актриса Сильвия Ломбарди, кричит – кто-то пробрался к ней в спальню и пытается похитить ее. Ничего плохого с ней произошло – похититель ограничился поцелуем. Но для шефа полиции поиск похитителя дело куда более безопасное, чем ввязывание в борьбу с анархистами, подложившими бомбу под кровать премьера. Тем более, что от взрыва никто не пострадал.
В итоге полиция начинает “докапываться” до местного кутюрье Андреа Кокле. Последний давно тайно влюблен в Сильвию, но он признается только в том, что вечером был в саду Сильвии, где пел ей серенаду. Как же никто ничего не слышал? Это была безмолвная серенада.
На беду бедного кутюрье актриса узнает в нем похитителя. Андреа арестовывают, и он узнает, что ему грозит смертная казнь. Он в ужасе!
Тем временем исповедник умирающего короля Неаполя сообщает, что король хочет запомниться каким-то красивым жестом и собирается помиловать покушавшегося на премьера.
Начальник полиции предлагает арестованному Кокле сделку: берешь на себя еще одно дело и получаешь помилование! Недолгие уговоры и – по рукам.

Судья получает указание от премьера принимать любое решение, какое посчитает справедливым. Единственно обвиняемый должен быть казнен. И суд начинается: прокурор – он же премьер-министр, – давит, участвующий в игре дамский портной берет всё на себя, произносит обвинительную речь против тирана-премьера и о любви к своему городу. Тут же выносится смертный приговор. Но, нет, постойте, актриса напоминает о том, что у преступника есть право на одно последнее желание! Судья соглашается. Сильвия полагает, что ужин с дамой – то,о чем мечтает человек перед казнью. И вряд ли кто сможет оспорить, что той избранной дамой будет именно она!

Романтический ужин при свечах прерывается начальником полиции: король умер, не успев подписать помилование. Андреа в шоке, может быть его помилует регент? Увы, регентом сам себя назначил премьер-министр.
Казнь неминуема, приговоренного уводят, но народное восстание сметает нелюбимого регента/премеьер-министра и возносит на самый верх нового народного героя – бывшего портного Кокле.
На новой должности кутюрье несчастлив, бумаги, встречи и прочее его ужасно напрягает, он хочет шить дамские платья. Тайком пробирающиеся к нему работницы его бывшей мастерской доставляют ему радость, спрашивая его советов, как шить, какой наряд лучше и т.п.
Вдруг к Андреа в кабинец врывается местный анархист Карло Марчеллини – не для того он подкладывал бомбу под кровать, чтобы получить другого тирана. Обрадованный портной тут же вешает на анархиста обязанности премьера и уходит кроить платья и любить актрису.

Если у Вас не возникло ощущение абсолютно бредового фарса из жизни Неаполя 1820-ых годов, а напросились ассоциации с современной Россией, вина исключительно на мне, а не на Корнгольде.

Наверное, использовать слово “оперетта” или “мюзикл” не совсем правильно, обильно удобренный музыкой фарс – самое точное определение. Только добавьте к этому неадекватно красивые увертюры.

Режиссура Джоэля Иваны (Joel Ivany) не мешала, дирижер и музыкальный руководитель проекта Питер Тифенбах вместе со своим камерным оркестром был на высоте. Дальше следует упомянуть красивое сопрано Бесс Хагерман (Beth Hagerman) в роли Сильвии Ломбард и приятный голос (плюс очень хорошую фигурку 🙂) Хифер Козак (Heather Kozak), которую мы слышали весной в той же Консерватории в “Дон Жуане”. Остальные участники представления в лучшем случае играли, поскольку были не способны петь. Особых претензий к студентам, некоторым из которых и 18 не исполнилось, нет (хотя бы для глаза приятно – молодые, симпатичные 🙂). А вот художник постановщик – Майкл Джанфранческо (Michael Gianfrancesco), – продемонстрировал, что может не только работать на лучших канадских сценах (Канадская опера, Национальный балет, Стратфордский фестиваль и т.д.), но и справляться с ничтожным бюджетом, обеспечивая достойный результат.

С “Безмолвной серенадой” на мой взгляд связаны два анахронизма: действие по замыслу происходит в 1820-ых годах, но Неаполитанское королевство закончило свое существование в 1816 г, второй момент – легкость использования слова “анархист”, да, слово было известно, но использовалось довольно редко, как во французском (начиная с Робеспьера, Жана Варле, Марешаля и т.д.), так и в английском (Уильям Годуин или Джосая Уоррен), а в немецком похоже пришлось ждать Маркса.

На мой вкус музыкальный фарс не так слаб внутренне, как требует отсылки к современности – режиссерской и художественной, – и тогда он заискрится сардоническим, язвительным смехом. В произведении есть как минимум один потенциальный хит (You got me – в Торонто пели на английском, а не на немецком, как в оригинале), а вставки-увертюры изящны и мощны одновременно. Подобно тому, как смогла Бесс Хагерман (в меньшей степени и Хифер Козак) превратить свою партию в вокальную феерию, смогли бы и другие исполнители. При наличии таланта и опыта, разумеется, чего от совсем молоденьких студентов ожидать не приходится.

И тут я сталкиваюсь с загадкой: каким образом откровенно бездарные оперы Бриттена ставятся повсеместно (как минимум в англоязычном мире), а фарсо-китчевая, но небесталанная “Безмолвная серенада” забыта словно бы ее и не существовало? Почему?
There are more things in heaven and earth, Horatio,
Than are dreamt of in your philosophy.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s