Сентиментальная слезливость

То-ли повлияла слушаемая аудиокнига Франса де Вааля “Эпоха эмпатии“, то-ли случайно так совпало, но после очередного просмотренного соплевыжимательного фильма (aka романтическая комедия) задумался, а собственно почему люди плачут от умиления и сентиментальности?

Прежде чем дойти до собственных соображений, сжатый обзор доступных материалов. С устаревшей эволюционной точки зрения младенцы плачут, т.к. должны привлекать к себе внимание родителей, а других возможностей у них нет, более старшие дети копируют поведение младенцев для привлечния того же родительского внимания. Плач у взрослых приводит к появлению сходства лица с лицом новорожденного (на мой вкус аргумент до неприличия слабый), спазматические всхлипы якобы напоминают первый вдох человека и т.д. Современные эволюционные биологи говорят о признаках подчиненности со стороны плачущего, его неспособности защищаться и демонстрируют мольбу о пощаде. Сигналы слабости по идее ученого должны укрепить межличностные связи.

Еще один ученый полагает, что плач – более безопасный способ выражения боли, горя или несчастья, чем громкие крики.

Слёзы у человека можно разделить на три типа: базальное слёзоотделение, поддерживающее здоровье глаз, спровоцированное раздражителями (дым, лук и т.п.) и эмоциональное. Интересно, что при этом химический состав эмоциональных слёз отличается от тех, что вызваны раздражителем.

Есть довольно много статей по изучению влияния слёз на восприятие выражения лица.

tears and facial expressionОтредактированные фотографии с добавленными слезами меняют наше восприятие: образы со слезами оцениваются как более печальные. Мало того, в другом исследовании обнаружили, что время идентификации изображенного состояния снижается, когда видны слезы. А вот субъективная оценка, насколько человек нуждается в поддержке, от добавления слёз почти не меняется:

tears and supportПосле эмоционального плача 85% женщин и 73% мужчин отметили, что почувствовали себя лучше. Потому психологи довольно единодушны в том, что плакать в общем и целом полезно.

Теперь перейдем к спекуляциям 🙂

Если не трогать младенцев, то люди плачут от боли. И от страха перед представляемой/ожидаемой болью. Тут вроде как всё понятно, но как это увязать со слезами во время концерта или просмотра фильма?
Фильмы ужасов нацелены на выжимание из зрителей криков, закрывания глаз, сжимания чего-нибудь в руке, но не на плач, а вот романтические комедии и отдельные сентиментальные драмы – как раз на плач. Вроде бы бояться на концерте классики или в романтической сцене нечего, а особо сентиментальные товарищи (включая yours truly) сидят с мокрыми лицами.

Если рассматривать классическую реакцию на стресс “fight or flight” – дерись или беги, – то в обоих случаях слёзы будут мешать. Скорее уж человек плачет от страха, когда не может убежать.

Тут я бы добавил к эволюционным механизмам плача еще один – слёзы помогают не видеть опасность, как бы исключить ее из ментального поля зрения, меньше концентрироваться на ней.

Японские самураи умилялись до слёз от картин природы, цветов, лунного света, но без проблем могли убить не только других, но и себя. Почему они не плакали от музыки? Видимо, дело в негармонической японской музыке, а не в недостатке чувствительности японцев.

Рефлексия не лучший способ разобраться в чем-то, но порой только она и доступна. Итак, какие моменты заставляют людей плакать? В фильмах это не столько муки героев, сколько разочарование, облом: зрителей подводили к тому, что у всех всё идет на лад, а у главных героев еще на пару минут – ничего. Это принципиально: если бы мы плакали вместе с героиней, можно было бы говорить о работе “зеркальных нейронов”, но нет, героиня не плачет, а тихо перебарывает себя – опять не досталось счастье, но я не сдамся!

Несбывшиеся ожидания – одна из частых причин для слёз. Мы словно возвращаемся в детство, когда были маленькими, слабыми, от нас ничего не зависело.

И через несколько кадров – наконец, и у героини случается везение, словно корова с неба навалила – столько счастья, что не отмыться. А зрители опять утирают слёзы. Почему?

Думается, что страх смерти играет в этом важную роль. Боязнь смерти отнюдь не определяет нашу жизнь большую часть времени, но подсознательно все ситуации, подводящие нас к ощущению собственной временности на Земле, вообще к краткосрочности всего сущего, особенно живого и/или прекрасного, навевают грусть, вплоть до слёз.

Некоторые (многие?) женщины умиляются маленьким детям, обычно те, у кого в настоящий момент малышей нет (еще больше те, у кого и не будет). В человеке живёт психологическое заблуждение о бессмертии, кое якобы даруется через детей, внуков и т.д. Если вдуматься, глупость очевидна, но обманывать себя куда как приятно. В данном случае особенно.
Умиление тому, что более не случится, чему нет места в будущем, безотносительно, имело оно место в прошлом или нет, напрямую связывает нас со смертью: если бы не ограниченность жизненного срока, мы бы не умилялись.

Восторг от искусства, музыки или живописи, тоже связан с краткостью жизни: шедевр напоминает о том, что данный способ преодолеть время нам, слушателям или зрителям, недоступен, а вот гениальному автору это якобы дало шанс преодолеть смерть. Прекрасное произведение заставляет обратиться к душе, задуматься о вечном – и, опаньки, мы на вынужденном рандеву со смертью, вернее мыслями о ней, страхом перед ней, хуже того – страхом перед мыслью о смерти.

Еще один важный аспект сентиментального умиления – чудо. Последнее должно быть редко, т.е. максимум на что мы можем расчитывать – лицезреть его, но с нами оно произойти не может (иначе какое это чудо!). Если бы не ограниченность отпущенного нам срока, значение чуда существенно снизилось бы. Тут страх смерти переплетается с то-ли завистью, то-ли с сожалением о том, что со мной ничего подобного – как с героями фильма или книги, – произойти не может.

Я несколько раз писал о том, что по моему скромному мнению сердцевиной человеческой личности является желание чувствовать себя хорошим, думать о себе в положительных терминах. Сентиментальное умиление позволяет именно так оценить себя в конкретной ситуации. Что льет воду на мельницу страха смерти: как же такой хороший я должен умереть?!!

Сожаление о невозвратимости времени – не прямо, а косвенно связанное со страхом смерти, – заставляет слёзы капать. Событие неповторимо, но замечаешь его неповторимость исключительно ретроспективно, а не когда случается. И недоступность вернуться в прошлое, как недоступная редкость чуда, заставляют жалеть себя.

В своей книге “Why Humans Like to Cry” Майкл Тримбл (Michael Trimble) мельком упоминает “ментальные путешествия во времени” (mental time travel), как одну из причин (или один из механизмов) эмоциональных слёз, но, увы, в доступном публике отрывке книги слишком мало страниц, чтобы понять, что именно он имел в виду. Возможно, нечто сходное с обсуждаемым здесь перенесением в будущее, когда испытывающий эмоции умрет, или даже за этот срок, т.е. во время, когда его не будет. Даже если британский ученый имел в виду совсем другое, важность связи между сентиментальными слезами и тем, что произошло или произойдет не сегодня, не в данную секунду, хоть в небольшой степени, но подкрепляет мои спекуляции.

Теперь, как мне кажется, более ясно, почему мужчины в среднем менее сентиментальны, чем женщины: они более успешно гонят от себя мысло о смерти, поскольку в этом одна из эволюционных задач мужчин – если нужно, отдать жизнь за семью, племя, страну. Если страх смерти не парализует, не мешает действовать, то от мужских слёз обществу хуже не будет 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

4 Responses to Сентиментальная слезливость

  1. Кирилл says:

    С днём рождения, Ваня!
    Всяко бывает – моя сентиментальная слезливость возросла на порядок после перенесённого в 2000-ом году инсульта.

    • khvostik says:

      Кирилл,
      спасибо, что не забыли 🙂

      инсульт, как и многие другие серьезные болезни, резко напоминают о нашей смертности. отсюда легкость умиления 🙂 неприятно, разумеется, но в обнаружившейся как следствие сентиментальности есть и положительные стороны, приятные моменты…

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s