“Кармина Бурана”

Полтора года назад слушал песни из оригинальной, т.е. средневековой, “Кармины Бураны, а в прошлый четверг слушали кантату Карла Орфа в исполнении Торонтского симфонического, усиленного Мендельсоновским хором и Торонтским детским хором. Фантастическое впечатление!!!

Но поделюсь не самым популярным на YouTube клипом с “О, Фортуна!, а следующим по порядку в кантате отрывком, который глубоко поразил меня – “Fortune plango vulnera” (Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой)


Берлинский Филармонический под управлением Саймона Раттла

Без пафоса, с нарастающим напряжением, исподволь подкрадывающейся тревогой, обнаруживающейся в явном виде после подключения женской части хора.

Оркестр мобилизует всех ударников, но основную тяжесть на своих плечах всё же выносит хор вместе со струнными и духовыми.

“Фортуна – императрица мира” открывает кантату, затем первая часть – “Весна”, затем идет “На зеленом”… Первый номер в этой части – инструменталка “Танец”


Какой-то венгерский симфонический

Живая, до неприличия знакомая музыка… Оказывается это Орф 🙂

Величина оркестра впечатляет: в Торонто на сцене было 5 ударников, два пианиста, плюс еще один на клавесине, все струнные и духовые – с учетом дирижера и трех солистов-певцов – почти 80 человек, плюс хор из 99 человек взрослых и 55 в детском хоре.
Выступление такой массы создает незабываемое ощущение !

Кармина Бурана” в зале не вызвала у меня слёз, но был близок. И одновременно возникло понимание, что услышать “Кармину” вживую – обязательно для всех любителей классики. Мощь важна, но не менее важно разнообразие жанров, стилей, темпов – от всего этого эмоции перемешиваются, особенно если следить за текстом песен (в програмку вложили текст на латыни или старо-немецком с английским переводом).

Карл Орф не был гением, но он создал гениальное произведение, превосходящее всё прочее, написанное им на порядок, если не два, да и у действительно гениальных композиторов ХХ века очень мало произведений такого значения.


“В таверне”

Поскольку песни Кармины Бураны касались разных аспектов жизни, то часть “В таверне” рассказывает о важном аспекте средневековой (да и не только 🙂) жизни – выпивке.
Вообще песня исполняется только мужской частью хора, но ее задорный, ехидно-провоцирующий дух, особенно с 1:40 мин, когда начинают перечислять всех, кто пьет – и солдаты, и домохозяева, и священники, и женщины, и лентяи, и шустрики, и белые, и черные, и умные, и тупые, и бедные, и больные, и изгнанники, и странники, и юноши, и старики, и епископ, и дьякон, и сестра, и брат, и мать, – одним словом, все пьют!

Не будем забывать, что санитария тогда была на прискорбно низком уровне, и алкоголь являлся в значительной мере дезинфицирующим средством. Потому осуждать пьющих не стоит. С нашей, сегодняшней точки зрения, а с той, средневековой, дело было в честности вместо лицемерия.

Если нужно было бы назвать одно произведение, вобравшее все достижения музыки человечества, я бы назвал “Кармину Бурану“, т.к. в ней есть и минорная тревожащая душу глубина, и беззаботное веселье, и тоска, и стёб, и величие, и мощь, и пронзительные тонкость и точность.

Всем любящим классику желаю не пропустить ближайшую возможность послушать вживую, когда и где бы оная возможность не представилась. Собрать большой оркестр, огромный хор и хороших солистов сложно, на такие подвиги и хорошие коллективы не каждую пятилетку решаются.

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s