“Похищение из сераля”

Opera-Atelier-Abduction-Seraglio-02В прошлую субботу ходили “Опера-Ателье” на последнее в данном сезоне представление комической оперы Моцарта.


Диана Дамрау, Анна Перетятько, Кристоф Стел и Норберт Эрнст в неизвестно каком театре

Формально говоря, “Похищение” – зингшпиль – немецкоязычная опера с разговорными диалогами, а не речетативами. Но комический характер творения Моцарта позволил режиссеру Маршаллу Пинковски превратить ее в оперный вариант итальянской “комедии дель арте”. С учетом в значительной мере схематичного сюжета и шаблонности персонажей решение удачное.

Opera-Atelier-Abduction-Seraglio-01Яркие костюмы, созданные Маргарэт Лэмб, создавали атмосферу “дель арте”

На самом деле театр воссоздал собственную постановку 2008 года, использовав те же декорации Джеральда Гаучи, те же костюмы, даже состав исполнителей в большой мере остался тем же: красивое сопрано Карлы Хюхтанен (Блонда) и мощный бас Густава Андреассена (Осмин) вместе с чистотой игры баррочного оркестра “Тафелмьюзик” позволили донести до слушателей волшебство музыки.
Колоратурное сопрано Амбур Брейд(Констанца) не имела возможости раскрыться в такой степени, как в арии Царицы Ночи в той же Опера-Ателье” весной, но её фантастический голос раскрасил словно бы флуоресцентными цветами все арии Констанцы.

Я честно пытался понять претензии критика из желтой газеты. У режиссера не то видение – допустим, но оно вполне допустимо и подкреплено мощной сценической аргументацией. Более того, в том же или близком ключе в “Опера-Ателье” решается большая часть комических опер. Характер у Констанцы не выписан? Причем и благожелательно настроенные обозреватели пишут о том же. Не знаю, мне не помешало, т.к. данная опера отнюдь не страдает психологизмом, это комедия стандартных персонажей – чинные, якобы высоконравственные господа, прощелыги-слуги, великодушный правитель, наивный злодей, которого легко обвести вокруг пальца. Как только надета маска и костюм, все реакции персонажей становятся жестко запрограммированными.

Opera-Atelier-Abduction-Seraglio-03

Я бы сказал, что дух комических опер Моцарта сочетается с представлением о самом гении, как его показал Милош Форман в “Амадее” – веселый, чуть-ли не панкующий Моцарт, любивший детские игры для себя и тех, кто вокруг. Допускаю, что истинный характер был не столь легковесным, но фильм создал культурный фон, влияющий на зрителей и слушателей всех последующих (после фильма) постановок творений Моцарта. И в этом ключе невнятность внутреннего мира Констанцы – проблема критиков, не желающих принять данную, в стиле “комедии дель арте” трактовку режиссера.

Я бы предложил усилить комичность роли в сцене, когда паша угрожает пленнице всяческими казнями, а она якобы демонстрирует смелость. Контраст между пантомимой струсившей барышни и ее как бы смелыми словами хорошо бы сочетался с “танцем палачей”, придуманном Жаннеттой Зинг. И это было бы в “дель арте-вском” ключе. Но и решение без выпендрежа не разочаровало.

Что при этом странно – маркетинговая стратегия театра: рекламные плакаты изображают чуть-ли не полуголых, но на сцене не только ничего подобного нет, но и сценические решения предельно далеки от скандальных.

persee-flyerКонсервативную часть любителей классики, включая старшее поколение из бывшего Союза, такие картинки попросту отпугивают.

Как бы то ни было, рекламировать закончивший идти спектакль смысла нет, но не могу не отметить яркость, зрелищность (или “моральность”, заставляющую задуматься) баррочной оперы, как явления. И порекомендовать специализирующийся на баррочной опере театр в принципе.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to “Похищение из сераля”

  1. aliya says:

    как-то бегство у вас выглядит слишком по-европейски. не могу не написать, что у нас в алмате ее совсем недавно поставили, и на русском языке. выступали все наши, но мне кажется, что получилось очень неплохо http://madeniet.kaztrk.kz/rus/telekanal/program_archive/24944.html#go

    вы еще и про кармину писали – а вы видели балет-кантату на кармину – мне кажется, что если уж идти – то на живой оркестр с картинкой. говорят, что в украине на кармину ставили open-air представление, в котором было занято какое-то невероятное количество участников – мне кажется, соотвествующий масштаб!!!

    • khvostik says:

      спасибо Аля за ссылку – начал слушать (картинка или слишком маленькая, или нечеткая) – я на русском ее никогда не слушал 🙂

      я нашел и посмотрел клип из какого-то балета на музыку “Кармины” – http://www.youtube.com/watch?v=NYQN1AFykv8 – лично меня и классические па отвлекали бы, а не только современный танец с элементами балета.
      но не могу не признать, что движения хорошо сочетаются с музыкой. вот только на музыку при этом обращаешь меньше внимания.
      поскольку начал искать, то обнаружил, что монреальский балет ( Les Grands Ballets Canadiens de Montréal) ее ставил, единственный клип жуткого качества, да еще и не особо вдохновляет – http://www.youtube.com/watch?v=MDAVaRbjBsM&list=PL

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s