Переоцененное

Американский фильм 2008 года Bottle Shock (не знаю, как назвали в России, не нашел, буквально – “Шок из бутылки) и российский фильм прошлого года “Поклонница” об отношениях Лидии Авиловой и Антона Чехова. Странное сочетание, но написать решил об обоих вместе.

Bottle shock

В основе сюжета первого фильма конкретное событие – “слепая” дегустация французских и калифорнийских вин французскими экспертами, отдавшими победу винам из долины Напа в 1976 г. Большая часть персонажей в фильме – начиная от английского виноторговца Стивена Спурие (Steven Spurrier), организовавшего дегустацию, в исполнении Алана Рикмана, – имели реальных прототипов с теми же именами.
Успех явного аутсайдера (по-английски красиво – underdog) – плодотворная почва для драматических перипетий. Помимо исторической победы – для энофилов вызывающий эмоции момент, – еще одна сцена – отправки бутылок в аэропорту, – должна брать за душу.
Хорошо прописанные характеры, не пострадавшие от анахронизмов мода, прически и машины. Да и нравы тоже. Одним словом, достойный фильм.

Poklonnica

Фильм Виталия Мельникова, того самого, что в 1966 г поставил “Начальник Чукотки“, крутится вокруг непонятных отношений между писательницей Лидией Авиловой и Антон Павловичем. Насколько можно доверять ее воспоминаниям, судить не берусь, но написавший биографию писателя Анри Труайя о значении Авиловой не упомянул. Возможно, в имевшихся во Франции источниках ничего не было.
Как бы то ни было, но “Поклонница” предполагает не меньшую степень исторической правдивости и реальности персонажей, чем “Шок из бутылки“. Но карикатурность и/или контурность персонажей не требовали от актеров особо стараться.

Меня зацепило странное сходство между фильмами – переоцененность героев. Безусловно, Чехов – великий писатель, гений. Вот только из 12 или 14 томов его собрания сочинений актуальны одни пьесы, занимающие не более одного тома, остальное – потерявшие актуальность рассказы, юморески, повестушки. Замечательный язык, чувство стиля, но если бы не давление в школе, никто бы читать не стал. А вот пьесы ставятся по всему миру и еще долго, судя по всему, будут ставиться.
Калифорнийские вина выигрывали много подобных “слепых” дегустаций по очевидной причине – больше солнца в Калифорнии, чем во Франции, соответственно вино получается более ярким. Но яркость и насыщенность не становятся сложностью, вызывающей интерес, не становятся красотой. Как следствие вышеупомянутых побед, раскрученных маркеринговыми кампаниями, и изменений в технологии, когда вино не улучшается с течением времени в бутылке (просто не способно, в отличие от вина при старой технологии) мы, потребители, получаем переоцененный продукт. Яркость ёлочных игрушек не означает интеллектуальную загруженность, примерно тоже самое я ощущаю касательно калифорнийских вин (да и прочего Нового Света) – мало полутонов, намеков, сложных ассоциаций… Не вызывают они желания вдуматься, вчувствоваться – всё и так очевидно и понятно.

Шок из бутылки” крайне рекомендован к просмотру. С одним уточнением – энофилам 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s