Вокруг прокрастинации

Прослушал раз и сейчас слушаю повторно аудиокнигу Брайана Трейси Eat that frog. Книга о мотивации и эффективном управлении временем. В рамках жанра очень достойная, рекомендую (на английском можно скачать тут).
Название может показаться странным, но оно восходит к фразе Марка Твена: “Съедайте утром живую жабу и ничего более неприятного в течение дня уже не произойдет”. Трейси чуть развернул высказывание: если каждый день приходится съедать жабу, то день начинать нужно именно с этого. В книге много дельных советов, частично пересекающихся с советами в других книгах на ту же тему. Потому я и задумался о прокрастинации.

“Богатое слово” прокрастинация означает откладывание на потом, перенос на завтра то, что можно (а чаще нужно!) сделать сегодня.
Материалы на русском меня не вдохновили, зато на английском нашлась замечательная статья с мета-анализом всех исследований по данному вопросу “Природа прокрастинации” (и английская, и русская Вики-статьи по сути являются пересказом отдельных ее параграфов).

Поскольку для ВПС данная тема очень близка (потому такие аудиокниги слушаю), решил разобраться. Естественно, дилетантски, но вопрос настолько малопонятен и специалистам, что хуже не будет.

Итак, каждый, как мне кажется, откладывал хоть иногда какие-то дела и задания. Почему мы так поступаем, если знаем, что тем самым загоняем себя в стресс, провоцируем штрафные санкции, пишем в итоге довольно халтурную курсовую или отчет?
Ответа в рациональной сфере нет. Если бы мы, люди, были разумными, во всём следующими логике созданиями, то упоминаний прокрастинации не было бы ни в “Трудах и днях” Гесиода, ни в Бхагавад-Гите, ни во множестве пословиц.

Прокрастинация – одно из проявлений нашей иррациональности, того, что психологи в рамках двупроцессной теории разума (dual process theory) называют “система 1”, а профессор Джонатан Хайдт назвал “слоном” в противоположность маленькому, разумному “наезднику”.

В каких случаях мы склонны откладывать дела? Исходя из мета-анализа можно говорить о влиянии следующих факторов:
самоэффективность (self-efficacy) – негативно, т.е. уменьшает прокрастинацию;
– ограничение собственных способностей на уровне самовосприятия (self-handicapping) – положительно, т.е. увеличивает сконность к прокрастинации;
– импульсивность – увеличивает;
– легкость впадения в скуку – увеличивает;
– депрессия – не сильно увеличивает;
– добросовестность (conscientiousness) – уменьшает;
– самоконтроль – уменьшает;
– потребность в достижениях – уменьшает;
– повышенная отвлекаемость – разумеется, увеличивает.

Плюс с возрастом склонность откладывать уменьшается, что еще раз доказывает “слоновьи” корни прокрастинации.

В отличие от академических исследователей Трейси более практичен: если дело слишком сложное или неприятное, то, ясное дело, желание отложить его на будущее усилится.

Иррациональный “слон” в нашем разуме готов тянуть лямку довольно долго, но только в том, что он хорошо умеет делать и делает постоянно. В необычных, требующих скрупулезного контроля делах он скидывает ответственность на “наездника”. Последний же быстро устает, и тогда любое отвлечение позволяет “слону” умчаться в сторону.

Если посмотреть на упомянутые исследователями характеристики, то самоконтроль и добросовестность суть увеличение “наездника” (он не может стать больше “слона”, но хотя бы не кажется таким крошечным на его фоне).
Потребность в достижениях и самоэффективность работают хитрее – вовлекая эмоциональный компонент в качестве постоянного подкрепления за мелкие успехи, т.е. “слон” как бы сам того не ведая и без формального принуждения помогает “наезднику”.

Депрессия и плохое настроение умаляют волю, т.е. ослабляют “наездника”. Импульсивность, отвлекаемость и склонность скучать приводят к тому, что “слон” пытается сам себя развлекать.

То, что прокрастинация в наше время является заметно большей проблемой, чем раньше, я бы рискнул объяснить большей самостоятельностью людей в решениях, меньшим прессингом со стороны социума и семьи, исчезновением понятия честь и долг из внутреннего психологического лексикона, который используется в разговорах са самим собой.
За задержку с выполнением дела раньше могло последовать физическое наказание, воздействующее непосредственно на “слона”.

И всё же и страх наказания не избавляет от прокрастинации. В чем же дело?

Когда Хайдт предложил замечательную метафору со “слоном” и “наездником”, он навязал не только зрительные образы, но и мыслительную схему.
Если логика и определяющая рациональность поведения выгода конкретны и четко определены, более того – их можно подсчитать, присвоив выгоде в разных сферах определенные коэффициенты. Например, за двойку меня отругают дома (негативная величина, но коэффициент всего 0.3), зато ребята во дворе поймут, что я крут, т.к. могу “забить” на домашнюю работу (позитивная величина с коэффициентом 0.8).
В отличие от “системы 2”, иррациональная, автономная и подверженная влиянию эмоций “система 1” (“слон”) не может быть определена столь же точно. Правильное решение одно, а неправильных – много.

Я бы с дилетантской наглостью предположил, что “слон” – не столько конкретен, как мы себе его представляем, это скорее жидкая концепция. Или туманная, или теневая – форма может меняться, разные комбинации предметов могут дать сходную тень, а одна комбинация, чуть иначе расположенная или в зависимости от угла зрения или расположения источника света, – совсем не сходные тени.

И где-то в смешеньи струй, потоков и теней есть нечто трудноопределимое, не обнаруженное пока исследователями – желанье зла себе. Фрейд говорил о Танатосе – влеченьи к смерти. В большинстве случаев (забудем про террористов и прочих самоубийц) речь идет о саморазрушительных тенденциях, не нацеленных на прекращение жизни. Как некоторые преступники стремятся быть пойманными, так и мы, обычные люди, в какие-то моменты делаем всё, чтобы быть наказанными.

В так называемой “практической психологии” – чуть прикрытой психологическими терминами эзотерике, нацеленной на выуживание денег из карманов не особо уверенных в себе людей, – любят говорить о влиянии родителей, о том, как их установки делают нас несчастными и т.п. Спору нет, родители влияют на детей совсем не так, как родителям того бы хотелось. Но дети впитывают отнюдь не всё, а из усвоенного от чего-то отказываются, другое же остается где-то в подсознании. Кем это определяется – случаем, сочетанием условий или внутренней структурой сознания?

Представляется, что в сознании людей есть некоторая часть, предрасположенная для сохранения воззрений и желаний, противоположным нашим главным желаниям. Эта часть может остаться пустой или невосстребованной, но чаще, как мне кажется, она играет некоторое, небольшое значение. Потому мы вредим самим себе, своим планам, разрушаем тот или иной аспект собственной жизни.

Быть может никакой анатомической структуры для этого “центра ненависти к самому себе” нет. Текучая концепция “смешения теней” в “системе 1” вполне годится на то, чтобы объяснить появление тех или иных саморазрушительных тенденций, если они не повторяются. Множество неправильных ответов, которое предлагает автоматическая эмоционально зависимая часть сознания, время от времени может создавать комбинацию, нацеленную против самого человека и его блага.

С другой стороны, такой “центр само-ненависти” был бы эволюционным механизмом отбора: чем меньше “наездник” управляет ситуацией, тем выше шансы на самоуничтожение или не-оставление потомства (генетическое самоуничтожение). Это если эволюция Homo Sapiens нацелена на создание более рациональных созданий и уменьшение влияния животного начала.

Секундочку, скажете, а при чем здесь свойственная человеку прокрастинация? На самом деле, говорить о рациональном начале, как анти-животном, нельзя. Равно нельзя говорить и о человеческих отличиях от животных отталкиваясь от людской иррациональности.

Если исследование, обнаружившее прокрастинацию у голубей. Множество опытов, доказывающих понимание концепции справедливости животными или их рациональный, рыночный выбор.

Пожалуй, стоит остановиться. Для определения того, в чем мы принципиально отличаемся от животных, пока ученым нехватает экспериментальных данных. Как и для рассуждений о том, есть ли в сознании человека некий центр ненависти к себе.
А как можно справиться с прокрастинацией, очень хорошо и по делу написал Брайан Трейси. “Eat that Frog” (я бы перевел название как “Первым делом съешь самую отвратительную жабу“) крайне рекомендую!
Потому и переслушиваю аудиокнигу, чтобы впечатать в подсознание 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Вокруг прокрастинации

  1. Спасибо, интересно.

    «Плюс с возрастом склонность откладывать уменьшается, что еще раз доказывает “слоновьи” корни прокрастинации».

    «С возрастом» – имеется в виду, наверно, время после института и до пенсии? Если сравнивать студенческий период с работой, то применительно ко мне это так, на работе я стала гораздо более организованной, чем была в студенческие годы. Наверно, многие могут сказать то же самое.
    Помню, одна моя коллега говорила: «Надо работать – я иду и работаю, и не думаю о том, чего мне хочется или не хочется». Чистый «наездник», да? 🙂 Или всё же «слон», тянущий привычную лямку?

    Я была не в такой степени организованной, просто у меня часто совпадало «хочу» и «надо» (работа очень нравилась). «Тянучки» всё же случались – как на работе, так и в быту, хотя семья, ребёнок – это огромный стимул делать то, что «надо».

    А вот на пенсии… Просто какой-то разгул прокрастинации 🙂 Или самой обычной лени 🙂 Или потакания своим желаниям 🙂

    Если завязался интересный разговор с соседом (через сетку забора), мы (и он, и я) можем отложить дела, которыми занимались в саду. Сосед вообще по поводу работ говорит так: «Что сможем – сделаем, а что не сможем – не сделаем», – не имея в виду под «сможем» выпрыгивание из кожи. При этом у него, как правило, всё в порядке и всё важное – вовремя 🙂
    От пенсионерок часто слышу: «И как я раньше всё успевала? – Были те же самые дела, плюс работа, плюс дети… Наверно, стала «поворачиваться» медленно!»
    Может, и помедленнее, но дело не только в этом, главное – стала себе «позволять». И с приятельницами подольше поболтать, и у телевизора подольше посидеть, и сходить, куда хочется – вместо того, чтоб делать то, что «надо». Дела могут и подождать. Став пенсионерами, многие не хотят с утра есть жабу 🙂

    Помню, мама, выйдя на пенсию, первое время по-прежнему торопилась всё сделать дома поскорее, даже нервничала, если что-то «не успевала». Я спрашивала: «Куда ты не успеваешь? Что случится, если ты это сделаешь позже или даже вообще не сделаешь?»
    Потом то же самое себе говорила 🙂 А теперь, думаю, что это всё же не совсем правильно… Или правильно? 🙂

    И есть ли в такой «расслабленной» жизни самоненависть и самоуничтожение?..

    • khvostik says:

      –«С возрастом» – имеется в виду, наверно, время после института и до пенсии? Если сравнивать студенческий период с работой, то применительно ко мне это так, на работе я стала гораздо более организованной, чем была в студенческие годы. —

      Валентина,

      это моя вина, я был недостаточно четок! имелось в виду уменьшение по мере взросления, т.е. от младших классов к старшим, потом к институту и к началу работы

      –Помню, одна моя коллега говорила: «Надо работать – я иду и работаю, и не думаю о том, чего мне хочется или не хочется». Чистый «наездник», да? 🙂 Или всё же «слон», тянущий привычную лямку?–

      по одной фразе вывод сделать нельзя, но надолго наездника не хватает. видимо, большую чаасть нагрузки, когда она вошла в привычку, стала рутиной тянул слон 🙂

      –Может, и помедленнее, но дело не только в этом, главное – стала себе «позволять».–

      я бы сказал чуть иначе: перестала себя так гнать, ослабила упряжь. как только мы перестаем себя заставлять, слон и вылезает и берет власть в свои руки.

      –И есть ли в такой «расслабленной» жизни самоненависть и самоуничтожение?..–

      Валентина, не знаю, думаю, что нет – это же не во вред Вам 🙂

      идея про центр ненависти к себе возникла по ходу размышлений. без нее картинка не складывалась. но “центр” этот – сугубо мои домыслы. в научны статьях я ни о чем подобном не читал.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s