Рэй Чен, Мендельсон и Дворжак

Вечор слушали молодого китайско-австралийского скрипача Рэя Чена, в 2009 году выигравшего конкурс им. королевы Елизаветы в Брюсселе (для скрипачей это второй по престижности конкурс после конкурса им. Чайковского)

Но вечер открылся с поздравления музыкального руководителя и дирижера Питера Оунджаяна с десятилетием его работы с Торонтским симфоническим. Показали небольшой клип с поздравлениями от сэра Эндрю Дэвиса, бывшего дирижера упомянутого выше оркестра, Ицхака Перлмана, у коего учился Оунджаян, Ланг Ланга и менее интересных, но знакомых “тостуемому” людей 🙂 Затем подарили ему какое-то исключительное издание “Весны священной” Стравинского – любимого произведения дирижера.

Правду сказать, Оунджаян, действительно, вывел оркестр в число довольно известных в Северной Америке (где-то в первой двадцатке) и на уровень лучшего в Канаде (это общее мнение, на мой личный вкус оркестр Национального центра искусств в Оттаве под управлением Пинхаса Цукермана, не хуже, но канадские музыкальные критики не согласны). Опять же выступление в Карнеги-Холле – подтверждение уровня.

Потом начался собственно концерт. Концерт Мендельсона для скрипки с оркестром принес рожденному на Тайване, выросшему в Австралии и учившемуся в Куртисовском институте музыки – на мой, пристрастный взгляд второй по уровню консерватории в мире, – в 2008 году победу на конкурсе им. Иегуды Менухина, а затем, в следующем году на конкурсе королевы Елизаветы (его в свое время выигрывали Ойстрах, Коган, Репин, а бронзу получил Гидон Кремер) .


Запись выступления Рэя Чена на конкурсе им. Менухина

После побед Рэй Чен получил возможность играть на скрипке работы Страдивари, предоставленной ему Японским фондом музыки. С этим инструментом он и был в Торонто, но с учетом потери качества при записи и воспроизведении видео-клипа, это не существенно.

Мы с Риточкой дико любим мендельсоновский концерт, особенно его первую часть. Но несмотря на потрясающую игру солиста и на редкость чистую игру оркестра, чего-то мне не хватало. Я бы сказал, что Рэй Чен остановился в полу-шаге от гения. Возможно, это самые сложные сантиметры, но чего-то ему не хватило, чтобы напрочь сорвать крышу у зрителей.

Мендельсоновский концерт – вещь крайне эмоциональная и ни в коей мере не интеллектуальная. Страсти плещут через край, захлестывают слушателей… Я могу и дома расчувствоваться от прослушивания разных записей концерта, а тут вроде бы куда более сильное воздействие – живой концерт, – но ни слезинки не выдавилось…

Бесконечно прекрасная музыка уносит куда-то, лишая мыслей, превращая в комок чувств и скачущих из поднебесья в бездны ада эмоций… Просто теряешь самость, “я”, отдельность, личность, ты уже не взрослый независимый человек, но уши и резонирующие струны души… И ничего сверх…

Музыка чтобы забывать обо всём и всех, вырваться из круга проблем, водоворота забот, трясины пустых мечтаний и прочего, составляющего большую часть нашей повседневной жизни.

Мендельсон и с менее талантливым солистом “ставит зал на уши”, а тут публика очень воодушевилась. И на бис Чен сыграл Прелюдию Баха ми-мажор. Лучшее найденное мною на YouTube исполнение – Иегуди Менухина. Но Рэй Чен, посвятивший исполнение баховской партиты чествовавшемуся в тот день дирижеру, обошел легендарного скрипача.
От глубокой, но не такой уж эмоциональной музыки Баха меня пробили слёзы. Постфактум я готов внести корректировку в свою оценку: не остановился Рэй Чен в полу-шаге, он их прошел.

Если будет возможность послушать его выступление, настоятельно рекомендую!

Антракта не было, чуть реорганизовав стулья на сцене Торонтский симфонический взялся за Седьмую симфонию Дворжака.


Гонг-Конгская синфониетта под управлением Даниэля Райскина

Среди симфоний Дворжака самая исполняемая – Девятая “Из Нового Света” – один из наиболее удачных примеров творчества “на заказ”. Седьмая известна куда меньше. И тому достаточно причин – она все же не столь хороша.

Тем не менее в ней есть и многоплановость, и достаточная глубина, и психологизм. Торонтский симфонический играл лучше музыкантов в клипе. Вообще нынешний сезон, о коем я еще не успел написать, хотя вчера мы были уже на третьем концерте, приятно радует чистой игрой. Возможно, оркестрантов вдохновляют солисты (в случае Ицхака Перлмана – совершенно точно, с Ланг Лангом – на 99%), а вчера – желание порадовать своего музыкального руководителя.

Как бы то ни было после сверх-эмоционально-загруженного мендельсоновского концерта более спокойное, с не слишком навязчивой повествовательностью и намеком на живописность произведение было весьма кстати.
К чести Оунджаяна не могу в очередной раз не признать, что программы он умеет составлять мастерски (к дирижерам-гениям или даже очень талантливым я его относить не стал бы).

Очень хороший концерт! И еще раз рекомендую при возможности сходить на концерт Рэя Чена (до конца октября он даст концерты в Штатах – Вирджиния, Южная Каролина, Огайо, Калифорния, а также в Германии, Италии и Швейцарии, разумеется, будет выступать и дальше, но на его сайте пока информации о ноябре и последующих месяцах нет).

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s