К психологии вождения

Представьте, что Вы читаете/слышите новость о том, как один пешеход избил другого. Трудно? А представить, что “разборка” произошла между водителями, без проблем? Более того, в случае россиян (или шире – выходцев из бывшего Союза) представляется откровенный избыток агрессии со стороны водителя (или того водителя, что в более дорогом автомобиле).

При безусловно повышенной агрессивности нас, рожденных в СССР, каковую разбирать я пока не буду, не нужно думать, что мы такие уникальные. Сегодняшний убийца из Центра логисти ВМФ США в 2004 стрелял по колесам другой машины. Вообще поездки на работу – одно из самых нелюбимых людьми занятий. Я не буду пытаться охватить все темы одновременно, потому оставлю “за кадром” общественный транспорт, как стрессогенный фактор.

Я не хочу огульно обвинять всех водителей, но значительный процент в машине куда более злы, чем вне ее. Включая ВПС. В чем причины упомянутой злости?

Начнем с простого: в машине у человека возникает ощущение безнаказанности за мелкое хамство. Если наступить кому-то на ногу и после этого показать стредний палец или послать вербально, то есть неплохой шанс схлопотать по морде. Подрезать кого-нибудь на дороге (не на постсоветском пространстве) не страшно: ну, не будет же он/она в меня врезаться – максимум погудит, а я еще и в окно крикну или покажу средний палец.

Но вместе с безопасностью, приходящей вместе со слоем металла вокруг меня, появляется и проблема: вынужденная необходимость конкурировать за место, чего практически никогда не бывает среди пешеходов. Если я не втиснусь между двумя машинами, “дырку” займет кто-то другой. А не то и передо мной влезет!
Согласитесь, можно ожидать удара в бок или толчка от бегущего рядом – всё же за одно и то же место соревнуемся. Точно тоже самое с водителями. Особенно, когда движемся медленно, а то и вовсе ползем в пробке.

Я бы рискнул предположить, что обретение избыточной – сравнительно с нашими естественными способностями, – мощи (эк, я могу разогнаться/мчаться/маневрировать!) крайне негативно влияет на способность к социальной адаптации: самооценка зашкаливает, что не позволяет учитывать мнение или интересы кого бы то ни было еще.

Но мощь приходит не просто так, а с ограничениями – другие участники движения, светофоры, знаки ограничения скорости, полиция, пробки и т.д. И тут начинает действовать “неприятие потери” (“loss aversion“): мы не можем смириться с тем, что секунду назад бывшая в нашем распоряжении огромная сила “железного коня” вдруг исчезла и мы вынуждены “тащиться с черепашьей скоростью” (30-60-90-120 км/ч – смотря, как быстро неслись до того). И не будучи в силах изменить хоть что-то в раздражающей нас дорожной ситуации, начинаем злиться.

Думается, что вообще любая дополнительная сила (мощь, возможность, способность), не полученная в результате тренировок и при этом многократно превосходящая отпущенную нам природой, портит характер. Нам начинает казаться, что мы обладаем некоей исключительностью, особой ценностью… Нам не остается иного выхода, кроме как продолжать заноситься. За счет других людей.
Потому для психологического здоровья общества было бы полезнее, если бы мы ходили пешком, а не ездили на машинах (чрезмерно забитые улицы, где нет возможности протолкнуться и обогнать хоть кого-то из впереди идущих, представлять не надо, давайте ограничимся утопически симпатичной картинкой). Увы, экономическая реальность такого не дозволяет. А общественный транспорт и его негативное влияние на наше восприятие окружающих я обещал в данной заметке не трогать.

Безусловно, психологические реакции во время вождения автомобиля не ограничиваются злостью. Есть люди, которых езда, наоборот, успокаивает. Тем не менее изучение происходящего с нами обычно начинается с чьей-то рефлексии, с удивления по поводу некоей странности. А дальше – уж куда поиск объяснений заведет! 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to К психологии вождения

  1. “Думается, что вообще любая дополнительная сила (мощь, возможность, способность), не полученная в результате тренировок и при этом многократно превосходящая отпущенную нам природой, портит характер”.

    Интересно.
    Что ещё можно отнести к таким возможностям, кроме автомобиля и оружия?..
    Мобильник, например – можно? 🙂 Но вряд ли он портит характер…
    А микрофон – можно? Некоторым безголосым певцам он точно завышает самооценку 🙂
    Если продолжать это ряд, то, наверно, можно в него включить и полученное наследство, хотя под определение оно немного и не подходит…

    • khvostik says:

      Валентина,
      думаю, что сейчас мобильник вряд-ли что-то дает. возможно, на заре эры мобильной связи – да, но не так много, как оружие или автомобиль.

      если наследство большое, безусловно. но мне кажется, что в основном дело не в понимаемой интеллектуально исключительности, а в том, что доступно пониманию подсознания. быстрое движение, возможность умертвить на расстоянии или почти безнаказано – да. сложные расчет, что я, наследник, могу купить сравнительно с соседом, у которого не было папы – Билла Гейтса, – боюсь для нашего подсознания это слишком сложно.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s