Русло истории

В последнем, доступном в “Журнальном зале”, “Вестнике Европы” Дмитрий Травин находит исторические оправдания нынешней российской ситуации. Короткая пробежка по странам и эпохам должна подтвердить предположение автора, что именно история, а не культура предопределяет проблемы модернизации России.

История позволяет найти примеры почти всего, что угодно. Равно и контр-примеры. Анти-научность подхода Травина в игнорировании не укладывающегося в его схему. Но можно-ли обвинять в ненаучности того, кто и не претендует на научность?

Скорее, нет. Но нельзя не заметить, насколько его рассуждения сводятся к демонстрации когнитивных искажений.

Поскольку я не собираюсь наступать на те же грабли, что и Травин, то сконцентрируюсь на том, что каждый может оценить самостоятельно – логичности схемы.

Американские негритянские проповедники любят плакаться о тяжком наследии рабства. При том, что ни они сами, ни их аудитория, ни родители всех присутствующих, слушающих или читающих не были рабами в южных штатах США. Если положить в среднем 30 лет между рождением человека и оставлением им потомства, то американские негры средних лет – где-то четвертое поколение, рожденное после отмены рабства. Каким боком то, что происходило с далекими предками влияет на поведение нас сегодняшних? Влияет ли история на тех, кто плохо учил ее в школе? А если вспомнить более далекие времена, то почему неспособность моих пра-пра-предков читать или есть вилкой должна ограничивать меня в XXI веке?

Чувствуя, что я подвожу к отрицательному ответу, Вы, дорогой читатель, можете захотеть спросить: так неужели мы живем в мире, где история совершенно никак на нас не влияет? И вопрос сей будет звучать и для Вас, и для меня риторически. Подводя к неизбежности следующего вопроса: “Если история всё-таки влияет, то каким образом?”

Монголо-татарское иго, крепостничество, коммунистические эксперименты и репрессии, как они могут влиять на современных россиян? Если и могут влиять, то исключительно посредством культуры – через привычку не высовываться, не особо стараться, избегать ответственности и интенсивного труда. Выжившие за 70 лет строительства коммунизма учили детей всему вышеперечисленному. А те, кто вкалывал до седьмого пота, сгнили в сибирских лесах или казахстанских степях, куда вышвыривали “кулаков”. Тех, кто были особо способными или умными, расстреляли или замучили в лагерях.
Похожие черты формировали и крепостная зависимость, и царизм, и иго… За много поколений произошел культурный отбор: несогласные, если и не погибли, то отправились в иные края.

Обвинять историю означает обелять собственное безделье, лень, глупость, нежелание меняться. Изменить культуру – дело не одной секунды, но тут хотя бы есть шансы на успех. Безнадежность, кстати, тоже часть культурного наследия российского прошлого. Потому что всех, пытавшихся что-то сделать иначе, по-новому, били. И били крепко.

Культура имеет множество определений и измерений. Но одно из важнейших – то, что она – проекция истории на настоящее (и будущее). Прошлое может пролезть в настоящее par excellence через культурные нормы. Никакого другого влияния – если не рассматривать в качестве последнего, желание найти оправдание, – история на массы оказать не может. Но истории хватает и обсуждаемой возможности, ворота последней куда как широки.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s