“Богема”

В прошлый четверг слушали оперу Пуччини на летнем оперном фестивале. В отличие от произведения Беллини уровень исполнителей “Богемы” (откровенно студенческий) и музыкальное оформление оставили меня безразличными.


Анна Нетребко исполняет арию Мими в Большом зале питерской Филармонии. Дирижирует Юрий Темирканов.

Будучи лишенным возможности концентрироваться на музыке или голосах, я по необходимости сконцентрировался на действии. Желающие освежить в памяти либретто могут сделать это здесь.

Музыка Пуччини, но главным образом красивые арии (если певцы соответствуют) отвлекают слушателей от откровенной халтуры сюжета. Почему Рудольф полюбил Мими? Почему Мими полюбила Рудольфа? Допустим, у него было неудовлетворенное либидо, а у нее туберкулез, усиливающий либидо, но это объясняет сексуальное влечение, а не любовь.

Я не могу доказать, что Анри Мюрже в своей пьесе 1849 года обыгрывал чахотку главной героини, вторя вышедшей в 1848 г. “Даме с камелиями“. Пусть Мюрже и Дюма-сын отразили дух времени. Но “повышенный темперамент” чахоточных дам остается медицинским фактом.

Герои оперы живут в не-логичном и не-рациональном мире. Слушателям приходится принимать абсолютно всё на веру. Возможно, “гениальность” поэта, музыканта, философа и художника должна была восприниматься, как стёб, но если такой ход и предполагался, то никаких доказательств способностей героев у нас нет.

Привлекательность “бедного гения” стала фактом культуры (и в создание этого мифа внесла существенный вклад “Богема). Хотя не способный позаботиться о потомстве гений больше влечет женщин во время овуляции, а в остальную часть цикла привлекательнее способный лучше обеспечить потомство.

Мотивация поступков Мими и Рудольфа диктуется чем угодно, но только не психологией. Почему Мими уходит к богатому любовнику, не ясно, равно почему бросает его, не скопив совсем ничего, так что помирает на улице…

Такое впечатление, что набор сценок и зарисовок автор втиснул в черновик, а обработать и связать в единый сюжет позабыл…

Неужели всё так плохо? Безусловно, нет, “Богема” любима и часто звучит. Хотя популярность оперы, как я подозреваю, объясняется не только великолепием арий, но и схематизмом, облегчающим жизнь режиссеру-постановщику и требующим гораздо меньших драматических усилий от певцов.

Опять же вышеупомянутый миф о “бедном гении” тешит самомнение многих. Такая роль, безусловно, очень многими обыгрывается в фантазиях.

На этом, якобы психологическим фоне не могу удержаться от ёрничества: а почему в многих русских версиях изложения либретто (включая “100 знаменитых оперных либретто) не говорится о профессии Мими – она швея. Неужели редакторы не могли допустить, что поэт влюбился в белошвейку? Или не хотелось признавать, что от белошвейки до профессии Сонечки Мармеладовой – рукой подать?

Как бы то ни было, но при слабом исполнительском составе с данной оперы облетает весь флёр, и слушателям предстает халтурная работа либреттистов во всей своей отвратительной наготе.

Сильное разочарование. Не уверен, что в будущем сезоне рискну пойти на постановку “Богемы” в Канадской опере.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s