К теории двух систем сознания

Прочитал очередные несколько статей о теории двух систем сознания (извиняюсь, но русского перевода термина dual process theory не нашел, вот и выкручиваюсь самостоятельно) – о том, что многократно упоминал в данном блоге, как “система 1” и “система 2” и как о метафоре про “слона” и “наездника”.

В одной из статей представлены параллели между двумя типами культур холистической/диалектической и аналитической и “системой 1” и “системой 2”. В многочисленных экспериментах исследователи доказали разницу между восприятием азиатов (японцев, корейцев, китайцев) и европейцев и белых американцев: первые больше внимания уделяют контексту и внутренним связям между объектами, тогда как вторые лучше вычленяют проблему и рассматривают ее изолированно.

Но благодаря примерам статьи (на самом деле – главы книги), я понял, что теория двух систем в сознании человека ложится на многие другие теории.

Например, транзакционный анализ Эрика Берна предполагает схему-Я из трех уровней Родитель-Взрослый-Ребенок:

transactional analysis

При этом способен к анализу и вообще рациональному поведению только “Взрослый”, т.е. это другое название для “наездника”, тогда как “Родитель” и “Ребенок” – отражение разных, в том числе противоречивых и взаимоисключающих (с точки зрения наездника!) желаний и мотивов “слона”.
С фрейдизмом еще проще, да и с гештальтом, НЛП и многими другими психологическими подходами тоже не сложно.

А можно использовать теорию двух систем (Dual process theory) для более земных целей. Родители замечают, что дети перевозбуждаются от тех или иных игр, засим стараются ограничить их в вечерние часы.
Игра вообще и детская в особенности – это вотчина исключительно “слона” (возможно, го, шахматы, шашки, спортивное “Что?Где?Когда?” и некоторые карточные игры – в определенной мере исключения). Потому невосприимчивость детей во время или после игры к доводам родителей – следствие полнейшей утраты и так не особенно развитого “наездника” ребенка над происходящим с ним. “Слон” же на логику взрослых никак не реагирует. Отсюда крики, истерики, шлепки и т.п.

Одна из современных педагогических методик предлагает родителям, которые часто наказывают детей, 15 минут ежедневно играть с детьми. Причем правила игр определяют дети, а родители во всем должны соглашаться. С точки зрения обсуждаемой теории родитель временно забирает контроль у своего “наездника”, а заодно и у своего “слона”, чтобы “слон” ребенка мог перестать бояться и противоречить (в рамках метафоры – дико нестись через джунгли), начать больше доверять самому себе и, как следствие, своему “наезднику”.

В плоскости психологии культуры я бы рискнул предположить, что различие между культурами – это различие между “слонами”, тогда как “наездники” более-менее сходны (ведь нет японской и английской формальной логики, и законы экономики на немцев и корейцев действуют одинаковые).
Как есть африканский слон и слон индийский – два разных вида, так каждая культура представляет собой набор распространенных и укорененных в ней автоматических процессов, определяющих наиболее часто встречающееся, характерное поведение “слонов” у носителей этой самой культуры.

Не имеет значения, чей “слон” больше или сильнее, т.к. контролировать контакты между “слонами” мы, люди, еще не научились, а “наездники” силой не меряются, их цели лежат в рациональной сфере, потому и договориться у них шансов много больше, невзирая на различия. Разумеется, если каждый “наездник” сможет совладать со своим “слоном”.

Можно сказать, что на бытовом уровне культура каждого конкретного человека сводится к тому, чтобы, разобравшись в самом себе (“Nosce te ipsum“), подобрать наилучший способ для своих “слона” и “наездника” сотрудничать друг с другом. То есть культура – это сотрудничество как внутри себя самого, так и с другими.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s