Развивая Вейнингера

В юности я читал “Пол и характер” Отто Вейнингера в питерской Публичке в зале микрофильмов (почему-то мне кажется, что он там до сих пор работает, хотя практически все книги, досупные там при советской власти, напечатели после перестройки). Уже в Торонто в каком-то местном букинистическом магазине видел книгу на английском. Не то, что бы Вейнингер играет значимую роль в современном дискурсе, но и не сказать, что он полностью забытый маргинал.

В своем magnum opus молодой австриец предположил, что женщин можно отнести к двум крайним типам – мать и проститутка. Анализировать личные психологические проблемы Отто нужды нет: там не только невроз был, но и психоз. Тем не менее в логике ему не откажешь: несложно представить некую шкалу, на которой женщины могут быть расположены от полюса идеальной матери к его антиподу – идеальной любовнице (или, если угодно, идеальной жене). Если оставить невротическое распространение половой метафоры на народы (Вейнингер был евреем-антисемитом), то идея для кандидатской диссертации – чем по сути книга и была, – заметно интереснее многих других.

Днями подумал, вдруг (ни с того, ни с сего?) вспомнив “Пол и характер“, о том, как распространить на мужчин аналогичную шкалу.

Проблема любой шкалы – исключительно линейная зависимость, т.е. чем больше одна характеристика, тем меньше другая.
Если мы представим на одном полюсе идеального отца, а на другом идеального любовника, то нам придется посчитать идеалом – соблазнение и секс на одну ночь. Только так Казанова или дон Жуан зарабатывали свои репутации. Чтобы не делать сравнение полюсов столь сложным в виду почти полного отсутствия совпадающих качеств, придется заменить идеального любовника на идеального мужа.

Примеров, когда мужчина в браке мирится с существованием супруги исключительно ради ребенка/детей, хватает. Часто сублимация либидо превращает таких мужчин в идеальных отцов.

Но есть и иной вариант, когда любовь к жене делает из мужчины хорошего отца, как проекцию его чувства к жене (эдакое отражение, как свет Луны).

Предполагаю, что распространение того или иного варианта диктуется культурными нормами. Например, советская/русская культура создает определенный перекос в пользу выполнения родительских обязанностей по очереди. Отец тоже может выйти на детскую площадку с ребенком, но вместо мамы, а не вместе с ней. Разумеется, по будням загруженность отцов в среднем несколько больше, чем у матерей (в декрете и дома с детьми чаще сидят матери, отсюда перекос), но в выходные возможность провести время с супругой означает провести время с ней и ребенком.
Мои скромные, весьма ограниченные наблюдения в Канаде свидетельствуют, что выходцы из бывшего Союза вдвоем с ребенком гуляют редко, в отличие от белых и желтых канадцев. То есть приближение к идеальному отцу становится возможным в основном по первому вышеупомянутому варианту.

Как бы мы ни рассматривали конкретную женщину, – больше как мать или как любовницу/жену, или любую смесь обеих характеристик, – избегание любой возможности провести дополнительное время с ней (вместе с ребенком) снижает оценку мужчины и как любовника, и как мужа. Не исключено, что высокая частота разводов и измен в современном русском мире в определенной степени связаны с закрепленной в культуре моделью поведения относительно совместного времяпрепровождения.

Вообще социальное поведение, включая брачное, больше зависит от культуры, чем от индивидуальных характеристик человека. Изменить шаблоны культуры сложнее, чем заняться самосовершенствованием или начать посещать психотерапевтические занятия. Отсюда неудачи, если в процесс не вовлечены все участники. Очевидно, что даже в семейную терапию вовлекают в лучшем случае мужа и жену, но не детей (или сообщают родителям о результатах лечения ребенка). А если культура еще и дополнительно способствует разобщенности, то удивляться должно тому, что хоть иногда результат положительный.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

3 Responses to Развивая Вейнингера

  1. Вот, оказывается, какие причины подвигают мужчин стать «идеальными отцами» 🙂

    Для детей, как я понимаю, существенно важен сам результат, а причины – постольку поскольку.

    А мне очень интересно, какой смысл сами отцы (хорошие) вкладывают в понятие хорошести-«идеальности». Не может ли получиться вариант, как с «идеальной» свекровью (идеальной с точки зрения самой свекрови)? – «Я ей (невестке) всю душу отдавала, а она…» 🙂

    Вот это – «…социальное поведение, включая брачное, больше зависит от культуры, чем от индивидуальных характеристик человека. Изменить шаблоны культуры сложнее, чем заняться самосовершенствованием…» – косвенно, но очень сильно перекликается с вопросом, который меня сейчас сильно занимает – национальный менталитет.
    Я, вообще-то, сторонница теории этнического конструктивизма 🙂 Но пока не готова к обсуждению темы, надо серьёзно подумать. Видимо, удастся лишь зимой – сейчас сад занимает не только руки, но и мысли.

    • khvostik says:

      про этнический конструктивизм не слышал и не читал, но мне кажется, что влияние нации можно оценить только через призму культуры. иначе всех представителей каждой нации нужно было бы записывать в одну группу, а с большинством окультуренных народов – т.е. исключая детей гор и прочих только что слезших с пальмы товарищей, – это не пройдет: во всех известных случаях культурных влияний несколько, причем они куда более значимы, чем этнические корни.

  2. khvostik says:

    Валентина,

    любая схема может в лучшем случае претендовать на описание наиболее частых случаев, но ни в коем разе не абсолютно всех.

    большинство мужчин не задумываются над тем, почему они делают то или это, включая отношения с женщинами и детьми.

    как и идеальный муж/любовник, так и идеальный отец – это не то, как сам человек хотел бы себя определить, это внешняя оценка.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s