Воспитание и культура

Не так давно я уже писал о детских садах в Торонто. Поскольку мы в мае не определились, то хождения/исследования продолжились.

Канадские детские сады – насколько можно судить по нескольким увиденным, – отличаются от русских подходом: большее внимание уделяется социальным интеракциям между детками, т.е. играм, а не “занятиям”, т.е. урокам.

Русские детские сады в Канаде, вероятно, имеют много общего с садиками в Германии, Израиле и Штатах. Впрочем это только мое предположение.

В зависимости от образования директора (и воспитателей) делается тот или иной акцент – на занятия музыкой, спортом, лепкой, рисованием, театром. Кстати, контраст с садиками “канадскими” (до 8 или 10 деток не нужна какая-то особая лицензия, а при большем количестве приходится соблюдать множество правил) заметен сразу: коробок с играми и игрушек заметно меньше, зато больше рисунков на стенах и прочих поделок.

В зависимости от того, с какими учителями рисования, музыки, языков договорилась директор, меняется подход. Впрочем нередко, что сама директорша и ведет те или иные “профильные” занятия: ей и легче, и интереснее так.

Наш подход частично определялся тем, что мы не можем дать ребенку, а что можем и сами (научить рисовать, к примеру, не способны, а вот читать и рассказывать стараемся). Плюс совершенно очевидные пункты – как кормят, где дети гуляют, спят, как ими занимаются (садик около парка, с регулярными занятиями музыкой и хорошим предподавателем живописи плюс постоянные театральные представления для детей и самими детками – это то, что в конце концов выбрали; кстати, оказалось не дороже садиков с прогулками на заднем дворе и с уроком музыки раз в неделю).

В русских детских садах подход чуть более авторитарный, чем в канадских. Потому воспитатели в последних выглядят более расслабленными, скорее пассивными наблюдателями, а не создателями, “скульпторами души”.

И здесь мы оказываемся перед проблемой, более острой в эмиграции, чем на территории бывшего Союза, но существующей везде: в современном мире родители навязывают детям те ценности, ту культуру, которая важна для них самих, но очень часто являющуюся “уходящей натурой”.

Мы не можем оценить то, что будет важно в будущем. Более того, мы, родители, всегда отстаем, цепляемся за прошлое. Да, в этом и состоит преемственность культуры, но в нашем, советском, случае архаичность подхода заметно больше, чем у западных родителей, из-за авторитарности русской культуры.

Я понимаю, что стишки Барто и Михалкова, всякие потешки и частушки для жизни в Канаде не нужны. Но во-первых, хочется сохранить с детьми хоть какую-то культурную связь через русский язык, а для его развития приходится пользоваться теми же средствами, на коих воспитывались сами. Во-вторых, педагогика настолько энерго-затратна, что искать новые пути и способы, откровенно лень. В-третьих, никуда не девается эффект Даннинга-Крюгера: мы не способны осознать, сколь вопиюще некомпетентны в тех областях, где, действительно, мало знаем.

Оценить, насколько наш подход осложнит или облегчит жизнь детям в будущем, мы не можем. Где-то в глубинах подсознания мелькает туманное понимание, что пользы для детей будет меньше, чем вреда, но воспитание детей – как это ни резко звучит, – процесс откровенно эгоистичный, главным (если не единственным!) образом нацеленный на благо самого родителя. В одних странах расчет на кормежку у детей в старости, в других – на достижение детьми тех высот, кои родители не достигли, или избегание родительских ошибок.

Как бы то ни было, на сломе культур (или во время ускоренных перемен) воспитание становится тормозом, замедляющим эволюцию общества, а для значительного числа людей еще и источником неврозов. И ничего поделать нельзя.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s