Успешность и воспитание

На прошедшей неделе был на выпускном вечере в восьмом классе в местной школе по приглашению близких друзей, чей сын собственно и был выпускником. В зале встретил знакомого, немного поговорили, разумеется, на околопедагогические темы. Его ребенок получил две награды по важным предметам, т.к. еще до начала учебного года ребенок проходил весь материал по учебникам следующего класса.

Знакомый был крайне горд успехами ребенка, т.к. ни он, типичный гуманитарий, ни его супруга не сказать, чтобы удачно адаптировались к канадской жизни.

В последующие дни я возвращался к этой теме, пытался обдумать ее, вспоминал свои школьные годы, наблюдения за одноклассниками и знакомыми… Статистически доказать собственную правоту я не могу, но поделиться хочется.

Итак, более социально успешные родители уделяют детям меньше внимания. Трюизм? Безусловно: если человек занят построением собственной карьеры или собственного бизнеса, времени заниматься ребенком у него будет заметно меньше, чем у того, кто на себя махнул рукой или ничего особенного от себя не ожидает и не требует.

Но не всё совсем уж просто и однозначно. Мы подступаем к сложной системе из множества взаимозависящих весов-противовесов.

counterbalance

С одной стороны, менее успешные, вероятно, обладают менее выраженными способностями, чем более успешные, да и волевые их характеристики заметно, как легко предположить, слабее.

С другой стороны, поскольку никто не отменял правило регрессии к среднему, то у более способных родителей дети должны быть чуть менее способны, а у менее способных – чуть более способные в смысле чуть ближе к медиане.

С третьей стороны, регрессия к среднему имеет место, когда мы говорим о чрезмерном развитии (или недоразвитии) некоего качества, а не о небольших колебаниях в пределах одной группы – не гениальных, но более умных, чем средний человек, людях (с IQ, предположительно, в пределах от 100 до 125).

Практически все школьные награды даются за большее усердие, а не за выдающиеся результаты – все же мы говорим не о студенческих работах, которые чрезвычайно редко, но превращаются в диссертации и целые научные направления, а о первых попытках самостоятельной “научной” работы и выполнении школьных заданий с известными ответами.

Успешность школьника с точки зрения учителей определяется совсем не теми факторами, которые будут влиять на успех в будущем. Настойчивое внимание родителей, переносящих жажду успеха со своей жизни на собственных детей, вполне способно помочь ребенку достичь именно того, что ценится учителями.

При этом менее успешные родители не могут показать детям на собственном примере, что такое усердие, а вот успешные родители – могут. Хотя, думается, что лет до 15-17 большинство детей и подростков легче реагируют на требования к ним, чем способны самостоятельно делать выводы о том, как им вести себя, чтобы им было выгодно в отдаленном будущем.

Легче всего предложить найти некий “баланс” между собственным успехом и вложениями в воспитание детей. Увы, но данное предложение бессмысленно – все мы, обычные люди, практически не задумываемся, а действуем подсознательно, исходя из неких приоритетов, воспринятых в прошлом моделей и приобретенных комплексов, а также социального прессинга. Мы не способны на разумные решения в данной области. Совсем.

Но наша неспособность к рациональному поведению – это внутренний, психологический уровень, тогда как на уровне социума индивидуальная иррациональность взаимонивелируется: комплексы у всех разные, принципы и модели тоже, потому “результирующая” – если представить все влияющие факторы в виде векторов, – не будет хаотичной, одновременно направленной во все направления или чрезмерно сдвинутой в какую-то сторону.

Я ни в коей мере не предлагаю отдать ситуацию в “руки профессионалов”, т.к. последние вносят однобокое влияние, а не корректируют мелкие ошибочные модели.

Мы можем, задумавшись над проблемой, выбрать общество или социальную группу, чьи настроения и ценность кажутся более подходящими для нашего конкретного случая, и постараться стать частью этой группы.
Наверняка, сами того не осознавая, значительный процент людей так и делает. Вот только неосознанное решение приводит к тому, что мы выбираем группу, которая еще более усугубляет наши собственные склонности, доводит их до абсурда. Вместо коррекции проблемы, мы только усиливаем последнюю.

Выбор более здорового общества, а не небольшой группы, был бы более разумен, если бы не лавина сопутствующих эмиграции сложностей, в том числе необходимость найти свою нишу в новой стране, большие усилия для адаптации, как следствие – меньшее внимание детям или необходимость повторно проходить все те фазы, которые уже проходил раньше в чуть отличных условиях.

Одним словом, видимо, никуда от банальности нам не деться: не особо успешные, сублимировавшие собственные амбиции в желание успеха для ребенка люди будут больше заниматься детьми, чем те, кто и сам успешен.

Вот только, насколько родительские мотивация и стимулирование способствуют раскрытию способностей ребенка, а в какой – формированию невроза, предсказать невозможно. Потому успешность ребенка в будущей жизни может не только прямо, но и обратно зависеть от действий родителей.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s