“Новое платье императора”

Когда мы ездим куда-либо с ребенком, то слушаем все вместе аудиосказки (когда Джесся спит, мы можем тихохонько слушать классическую музыку 🙂). И вот в хорошей постановке слушаем вышеупомянутую сказку Андерсена. Уже не в первый раз, разумеется. И, наконец, я замечаю очевидное – как именно сановники, министры и император реагируют на неприятное открытие.

Обманщики разрекламировали свою ткань, как невидимую тем, кто не на своем месте, или глуп. И проверяющие, посланные королем, в данной дилемме выбирали одно и то же – страх оказаться не на своем месте.

Андерсен – не только великий рассказчик, но и тонкий психолог: человек не может понять, насколько он глуп. Дело не в одном эффекте Даннинга-Крюгера (некомпетентный человек не может оценить степень собственной некомпетентности), а, как мне думается, и в философском ограничении: я, как человек, стою на той позиции, которую полагаю верной, истинной, а если бы я считал правильным иной взгляд, я бы выбрал его.
Я, как человек, могут оперировать только теми знаниями, коими располагаю, потому, исходя из последних, я и выбираю наилучшее (или единственное, естественным образом вытекающее) решение. Чтобы оценить глупость, должно располагать большими знаниями, чем располагает глупый.

Потому для каждого из нас, обычных людей, оказывается практически невозможно определить себя в глупцы. Сказать – “ну, и дурак же я был!” – мы можем, но исключительно после получения дополнительных знаний (к примеру, после получения результатов, оценки – некоей новой информации, не известной на момент первоначального принятия решения), т.е. a posteriori.

Отсюда единственный ответ, который придворные и император могли дать себе – я не на том месте, которое заслуживаю. Такой удар по самолюбию выдержать тяжело. И практически все, социально интегрированные люди, т.е. все взрослые, предпочитали уходить в отказ – лгали сами себе о том, что видят.

Андерсена можно было бы назвать тончайшим психологом, если бы он указал на то, что придворные и прочие персонажи, кроме самих обманщиков (а ведь и они могли попасться на собственную удочку, когда услышали, что все видят, т.е. запрыгнули бы внутрь нарисованного ими же самими мифа), умудрились таки внушить себе, что они да видят платье. В начале им еще казалось, что они и видят, и не видят ткань, но постепенно убеждали себя, что видят ее, и что она великолепна, поскольку они, такие замечательные министры/сановники/короли/портные/сапожники/трубочисты и т.д. не могут не увидеть очевидного!

Впрочем так далеко великий датский писатель не заходил 🙂

И всё вдруг стало так очевидно, что мне стало стыдно, что раньше этого не замечал и не понимал 😦

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

