“Кармен”

В среду ходили на открытие балета по мотивам шедевра Бизе. Итальянский хореограф Давид Бомбана скомпоновал музыку не только Бизе в обработке Родиона Шедрина, но и добавил еще сочинения 5 других композиторов, включая Александра Кнайфеля, Ходе Серебриера и Мередит Монк. Впервые постановка была показана балетом Венской Оперы в 2009.

Carmen-ballet

Первый состав включал Гийома Котэ и Хифер Огден (они, кстати, и в жизни – пара 🙂) в качестве Дона Хозе и Кармен. Проблема в том, что от классического либретто оперы (и новеллы Мериме) Бомбана ушел далеко в сторону (на английском): появляется некий глава контрабандистов Гарсия, коего любит Кармен и коего убивает Хозе; только потом появляется в качестве избранника цыганки тореадор Эскамильо…
Чтобы жизнь не казалась легкой, в розданной зрителям программке в либретто оказались упущенными имеющиеся на сайте сцены, в том числе со “старой Кармен” – без пояснения понять, что происходит и зачем, откровенно невозможно.

Оркестр играл неплохо, труппа и солисты были на высоте. Я не хочу вводить в заблуждение: они не были великолепны, но решали поставленные перед ними задачи.

Работа художника постановщика Дорина Гала могла бы считаться замечательной – и свет, и костюмы, и декорации, – если бы необщее впечатление от постановки.

Carmen-ballet-2

Попервоначалу мне казалось, что итальянский хореограф создал лучший современный балет, какой только можно представить – тонкое чувств музыки, к которой движения подходили, как хорошая перчатка из тонкой кожи – руке. Но чем дальше, тем больше Бизе подменялся непонятными вставками чьих-то сочинений, включавших вокал (на немецком, русском, испанском), классические и псевдо-классические балетные движения и поддержки сменялись танцевальными.

Претензий к хореографии у меня не так много, как к отходу от феерически красивой музыки Бизе ради черти чего…

И выбор музыки определял остальное. Зачем из тореодора было делать быка?

Carmen-ballet-3

Но черт с ним, с “минотавтром” Эскамильо, вообще весь сюжет оказался перевернут: ярчайшая история отношений между людьми была подменена эзотерической версией, в коей танцовщики концентрировались на внутренних переживаниях, которые в крайне незначительной степени раскрывались во время их взаимодействий, па-де-де и па-де-труа. Экспрессия, захватывающая слушателей оперы или смотрящих щедринскую версию Кармен-сюиты с Плисецкой, к примеру, исчезла. Совсем не обязательно быть гением или крайне талантливым, чтобы создать балет на музыку Бизе.


Современная московская постановка – простенько, но красиво и, главное, не теряя духа новеллы и оперы!

Увы, Давид Бомбана решил выпендриться, отсюда и откровенно провальный результат. Даже благожелательная публика, пришедшая на первое представление не особо интенсивно хлопала.

Я отдаю себе отчет, что последний аргумент слаб, если не сказать – смешон: оригинальная опера после первого представления считалась безнадежно плохой. Но не будем забывать, что она звучала в “Комической опере“, где такие трагические вещи не совсем ожидаемы. Да и история была мало кому известна. Сейчас мы в принципиально иной ситуации: сюжет известен, постановок много, сравнивать есть с чем, торонтская публика – вежлива до услужливости и готова иступленно хлопать и после весьма средненького представления. Особенно те, кто ходят на премьерные показы.

Тем не менее музыкальная и драматическая интерпретация постановщика были настолько плохи, что напрочь закрыли его хореографический дар и испортили впечатление от хорошей работы художника, танцовщиков и оркестра.

И чтобы не заканчивать на минорной ноте, постановка в Королевской опере Ковент-Гарден:

Анна Антоначчи исполняет Хабанеру

Разумеется, на балет идти ни в коем случае не рекомендую.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.