“Роден”

В пятницу ходили на гастроли театра балета Бориса Эйфмана, питерцы привезли историю не столько титульного гения, сколько Камиллы Клодель. С либретто можно ознакомиться тут. В категории “балет/современный танец – мужская роль” “Золотую маску” получил Олег Габышев за роль Родена, ну, плюс в Питере “Золотой софит” получил спектакль в целом.


Трейлер к спектаклю

Первое, что необходимо отметить, это современный балет, т.е. сочетание классических па и не-балетных шагов, движений, перемещений, поддержек. Причем часть классическая заметно меньше современной (из клипа это толком понять нельзя).

Второе, декорации Зиновия Марголина, костюмы Ольги Шаишемашвили и работа со светом Глеба Фильштинского и самого Эйфмана откровенно хороши.

Третье, Эйфман очень хорошо подобрал музыку Равеля, Сен-Санса и Массне, а эстетическая близость двух пластических искусств – скульптуры и танца, – открывает фантастические перспективы.

Но поскольку мои впечатления здорово отличались от впечатлений российских критиков (еще одна типичная рецензия здесь), то заранее извиняюсь не восторженный и за исключительно рассудочный тон.

Последний раз я видел балет Эйфмана 15 лет назад (пардон, но это было прошлое тысячелетие 🙂) еще в Израиле. Канадские почти 14 лет были скудны на балет – к нам приезжают не часто, а местный Национальный балет откровенно слабоват. Зато за последние годы я получил некоторое представление о современном танце. Впрочем недостатки канадского балета и танца заставили поразмышлять о том, что важно в данном искусстве, что нравится, что раздражает. Если бы я мог наслаждаться высоким искусством в Питере, не факт, что были бы поводы анализировать…

Пожалуй, “Роден” – спектакль, заставивший задуматься больше всех ранее виденных.

Посмотрев на танцовщиков Эйфмана понимаешь, как много теряют постановщики современных танцев по причине отсутствия хорошей классической подготовки. Сразу же замечу, что Эйфману достаются остатки от выпуска Вагановского училища, потому он подбирает людей в Перми, Новосибирске, Минске. Я не хочу ничего сказать плохого про тамошние училища (я был бы счастлив, если бы в Канаде было учебное заведение такого уровня), но до Вагановского им крайне далеко.

Возможно, по этой причине, а не только благодаря своему художественному видению, Эйфман избегает сложных прыжков из классического репертуара.

Подумалось, что классический балет куда более выразителен в плане тонких переживаний и психологической подоплеки, тогда как современный танец слишком очевиден, потому не требует столь же сильного вовлечения зрителей, работы их воображения (и через последнее – чувств). Намек позволяет глубже проникнуть во внутренние ощущения, чем нарочито явная декларация.

Заимствования из фигурного катания и бальных танцев не мешали, но и не добавляли ничего нового.

Раздражали же меня мужчины в женской одежде в некоторых сценах, поскольку никакой нужды для переодевания не было: художественное восприятие не менялось, техническая сложность не возрастала, зато возникал диссонанс между мужскими формами и якобы женскими образами. Единственное оправдание – создание массовых сцен без чрезмерного увеличения труппы, но почему массовые сцены должны быть гендерно однородными, всё равно не ясно.

Вообще танцовщицы у Эйфмана крайне не эротичны: тощие, сухие, практически не женственные. Опять же излишняя прямота хореографа превращала любовные сцены в вульгарные и пошлые. Эротика требует игры воображения, в отличие от порно…

Во всех вышеупомянутых планах сдвиг в сторону современного танца не так продуктивен, как мнится хореографу.

Использование ткани для создания скульптур – хорошее решение, но это лишь форма, тогда как сложность отношений с помощью дизайнерских решений не раскрыть.

И вот тут я не могу пройти мимо упрощенного видения балетмейстера-постановщика.
Отношения уже зрелого мастера и молодой девушки (Камилла была моложе его на 24 года!) поданы через призму скульптуры, но Роден у Эйфмана видит в Клодель модель, помощницу и любовницу. Как интерпретируют кризис среднего возраста некоторые исследователи – мужчина переживает из-за потери репродуктивной способности у своей жены. Оставим психологов в стороне, поскольку речь идет об особенных отношениях.

По отношению к натурщице у художника может возникнуть физическое влечение. Именно так начался гражданский брак Родена. Но чувства между со-творящими неизмеримо глубже, они подобны непрекращающемуся оргазму – восторгу от созидания нового в духовном (творческом) плане.

camille-claudel work

Это одна из работ Камиллы. В небольшой заметке о Клодель есть несколько других примеров ее скульптур.

Камилла была не просто музой, но соучастником созидания. Она была талантлива, ее помощь дала Родену очень много. Полагаю, что именно способность Огюста Родена и Камиллы Клодель работать вместе, усиливая друг друга, и была почвой для мощной любви. Сам постановщик говорит примерно о том же, но результат его работы демонстрирует нечто иное.

Мне кажется, что акцент на безумии Камиллы был напрасным, как с психологической, так и с художественной точки зрения. Нервные срывы, эпатаж у творческой натуры – еще не болезнь. В психбольницу ее заключил брат практически сразу после смерти отца, т.е. при первой же возможности. И в больнице брат ее навестил всего несколько раз, а остальные члены семьи вообще не навещали. Дело не в болезни Камиллы, а в комфорте объявить ее сумасшедшей для тех, кому она не была дорога.

У мужчин есть всевозможные страхи, связанные с женщиной. Один из них – боязнь, что женщина талантливее его. И если брат Пол был явно менее одарен, да ко всему еще и подвязался на дипломатическом поприще, где любой скандал – помеха карьере, то Огюст Роден вполне мог ошибочно рефлексировать по поводу способностей своей подруги. Дело не в том, насколько он ярче или гениальнее, а в комплексах и неуверенности, которые терзают практически всех, включая гениев. Творческая зависть или хотя бы опасения Родена уступить своей ученице могли бы добавить дополнительный, более глубокий уровень в постановку, вызывая к жизни фантастический блеск, как огранка у алмаза.

Поскольку “Роден” начинается со сцены в психушке, то сложно было не вспомнить ноймайеровского “Нижинского, представленного в начале весны Национальным балетом. Безусловно, музыкальная подборка у Эйфмана была интереснее, но психологическое проникновение у американца, работающего в Гамбурге, было удачнее. Ну, и хореография самого Нижинского, использованная Ноймайером, на порядок интереснее, чем современный балет Эйфмана.

Очень доволен, что сходил, но ни в коей мере не рекомендую.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to “Роден”

  1. aliya says:

    спасибо за критику – специально ее искала на эйфмана и на его родена. у нас в казахстане несколько дней назад прошла премьера Родена, которую автор перенес на сцену нового театра “Астана Опера” (к слову, это третья его постановка в КЗ, другие – Анна и Жизель).
    и, вероятно, работы эйфмана уже привыкли, во всяком случае, в россии (снг) ждать с нетерпением, восхищаться и не слишком ругать – думаете, по-инерции?

    наблюдаю в критике, что его часто не любят за модерн (который он упорно называет неоклассикой). но, если оставить в стороне – что лучше: классика, модерн или неоклассика, то из модерновых – он, по моему скромному, ооооочень приличный, если сравнивать, допустим с французами (недавно был прельжокаж с ночами) или американскими последователями каннингема (частичная тавтология, потому что прельжокаж – тоже у него учился:).

    объясню, чего же я полезла за критикой. после эйфмановского родена заинтересовалась и роденом и клодель. почитала доступную худ литературу в нете, вчера посмотрела фильм 88 года о клодель. и была неприятно ошеломлена тем, что эйфман во многом следовал версии роден-клодель этого фильма. не будучи специалистом ни в художке, ни тем более в биографиях родена и камиллы – принимаю любые интерпретации (по поводу того, почему она попала в дурку, или характеристики родена) – всего лишь как интерпретации (тем более, версий он-она столько же, сколько источников я просмотрела).

    действительно, можно было бы обсуждать, почему в спектале о дилеме Творца – творчество или личка, так много сумашедшего дома. То ли потому что он делал все-таки драму, которая в общем-то драма из-за камиллы (хотя жизнь его жены – еще большая драма, хотя и не такая театральная), то ли потому что ради театральности реально переборщил с количеством камиллы.

    но я хотела бы обратить внимание на следующие пункты вашей критики:
    1) о “хорошей классической подготовке”, следствием чего вы не наблюдаете “сложных прыжков из классического репертуара”;
    2) “танцовщицы у Эйфмана крайне не эротичны: тощие, сухие, практически не женственные;
    3) “излишняя прямота хореографа превращала любовные сцены в вульгарные и пошлые. Эротика требует игры воображения, в отличие от порно”.

    итак,
    2) вообще-то, считается, и я так считаю, что высокие и стройные смотрятся и на сцене и особенно в его балетах – очень хорошо. он и подбирает таких.
    1) тут несколько проблем: а) действительно, примы и будущие примы из классического к нему не пойдут, потому что нестатусно, да и репертуар, как бы они не ругали свои театры, еще меньший, да еще специфический; б) где искать – выбор невелик, и берет он, действительно, с украины, беларуси и с российской периферии (кстати, казахстанские артисты у него тоже работали); в) как он не раз замечал, ни вагановка, ни московское – не удовлетворяют театральные потребности столиц. но это не означает, что он берет некондиционный материал – статус его театра позволяет ему набирать лучших, у него танцуют солисты региональных (по отношению к большому и мариинке) театров (+ он отбирает не только по росту и телосложению, но и по драматическим задаткам). соотвественно, когда речь идет о прыжках – дело не в подготовке, полагаю.

    3) ну, тут я вообще не соглашусь – его мизерная эротика – очень художественна и таковой вообще не воспринимается (если смотреть, конечно, в контексте, а не вырезку этого стола). ну, это как вы бы сказали, что его артисты, изображающие статуи – голые.

    вообще, с роденом театр у него получился. за танцорами было любо наблюдать (хотя, конечно, с практикой они будут танцевать лучше).

    что касается нижинского ноймайера, то посмотрела (куски) – ну, мне кажется, что сравнивать не совсем корректно – там танцевали танцора, танцевали театральную историю, танцевали известные балеты. хотя танцевали хорошо, признаю. ну, и, возможно, действительно даже редкие пуанты придают танцу балетный шарм…

    кстати, о канаде, ходили ли на живых human steps lalala? – кстати, они исторически вышли из модерна, а пришли, вероятно, в неоклассику – одни из самых моих любимых коллективов – у них такой характерный почерк (не только скорость)

    • khvostik says:

      –ждать с нетерпением, восхищаться и не слишком ругать – думаете, по-инерции–

      мне трудно оценить ситуацию с неоклассическим (или модерным, как определили Вы) балетом в России и на остальном пост-советском пространстве, возможно, продолжается засилье классики, на фоне коей Эйфмана особо и не ругают

      –2) вообще-то, считается, и я так считаю, что высокие и стройные смотрятся и на сцене и особенно в его балетах – очень хорошо. —

      вообще стройные (читай – худые) нужны для классических поддержек, если же тяжелых поддержек не особо много, то ценность худобы только одна – компенсировать недостатки не особо сильных танцовщиков.

      –он отбирает не только по росту и телосложению, но и по драматическим задаткам–

      возможно, это только отговорки. мне думается, что драматические способности артиста – проекция видения режиссера-постановщика. если режиссер хороший, то играет даже Шварценеггер и Дженифер Лопес 🙂

      про эротику. чтобы был контекст, нужна история любви, доходящей до секса, если же любви нет, то и контекст рассыпается в пыль…

      на “La La La Human Steps” сходить пока не получалось. они же в Торонто только гастролируют, причем не особо долго.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s