Университетско-промышленный комплекс

После прочтения статьи о проблемах высшего образования в Штатах, я узнал новое словосочетание, вынесенное в название (в оригинале – College-Industrial Complex). И буквально тут же в правом National Review вышло интервью с авторами книги на ту же тему – о дико дорогом высшем образовании.

В обоих публикациях говорится о том, что государственное участие в высшем образовании негативно влияет на стоимость, что чем большие ссуды гарантирует правительство для студентов, тем более высокую плату берут университеты.
В 1983 году можно было получить степень четырехлетнюю бакалавра за $11 000 – подчеркну в долларах 2012 года и в частном университете.

Тут необходимо небольшое пояснение: большинство американских универститетов, включая почти все самые известные, частные, а среди “государственных” (на самом деле принадлежащих штатам) самые известные – University of California (в Беркли, Лос-Анжелесе и т.д.), Rutgers в Нью-Джерси, State University of New York, университеты Техаса, в плане исключительно технического образования стоит упомянуть только Georgia Institute of Technology. Но такие университеты и колледжи есть в каждом штате, вопрос в уровне. Для жителей соответствующего штата обучение относительно дешево, но количество частных университетов многократно больше. Плюс имена какие – Гавард, Йель, Стэнфорд, MIT, CalTech, Джона Хопкинса, Колумбийский, Принстон…

Но даже если не трогать самые престижные частные университеты, а говорить о массе, то стоимость года обучения в среднем будет $29 000 в тех же долларах.

Говоря о “государственных” университетах мы должны сравнивать $2200 в год с $8700, т.е. рост почти в четыре раза.

Чем же обеспечивается такой рост? Почему обучение английской литературе или философии, принципиально не изменившиеся с 1980, подорожало в 4 раза (допустим на инженерных или медицинских и биологических факультетах мы можем говорить о сложном и дорогом оборудовании)?
Американцы кивают на поощрение роста со стороны правительства, стимулирующего спрос, но это весьма слабое объяснение.

Для серьезного анализа требуются следующие, отсутствующие в обеих статьях данные:
– сравнение соотношения числа профессоров к числу студентов в 1980 и 2010 годах;
– прибыльность частных университетов тогда и сейчас;
– средние зарплаты профессоров ныне и 30 лет назад.

Проводя аналогию с американским школьным образованием, можно предположить, что выросли затраты на не преподающих сотрудников университетов. Но цифры я не знаю, т.е. откровенно спекулирую.

В американском обществе и вообще на Западе крепко засел в головах миф о выгодности образования. Доказывается это элементарно: сравнивают доходы среднего выпускника колледжа и выпускника школы. На самом деле мы должны внести поправку на более высокий В СРЕДНЕМ интеллект и большую усидчивость у того, кто получил диплом о высшем образовании, сравнительно с не получившим. Увы, эти факторы, напрямую влияющие на уровень доходов, не учитываются.
А без них выгодность образования – выдача корреляции за причинно-следственную связь, т.е. когнитивное искажение.

Еще один фактор, влияющий на стоимость высшего образования – множество никчемных кафедр и факультетов, которые ничему полезному научить не могут, например, всевозможные гендерные и расовые штудии. Да и вообще гуманитарные факультеты в западных университетах давно превратились в рассадники дешевой идеологии, ни в коей мере не занимаясь действительно наукой.

Не хочу углубляться в эту тему, но капитуляция университетов требованиям политически ангажированных студентов произошла в 1960-ые (подробнее – для желающих, – в статье Томаса Сауэлла).

Фактически мы живем в эпоху, когда высшее образование становится такой же базой, как пол-столетия назад было среднее. Есть ли в том нужда? Я бы сказал, что нет, хотя есть некоторые области, где высшее профильное образование необходимо. Хотя подобных отраслей много меньше, чем областей, где регулирование и сертификация придумали потребность в высшем образовании. Но поддержка со стороны властей превращает фикцию в реальность.

Одним словом, пока общество принципиально не изменится, ценность высшего образования будет продолжать снижаться, а вот стоимость – и дальше расти.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s