Носители сознания

Днями подумал, что юнговское “коллективное бессознательное” нужно сдавать в архив, т.к. оно ничего не объясняет и не имеет верифицируемого смысла.

Мы можем говорить о тех архетипах, которые несет с собой культура, поскольку последняя предметна – пусть в форме неписанных правил, анекдотов, пословиц и поговорок.

А каким образом передается “коллективное бессознательное”? Если тем же, то оно избыточно, как термин, можно обойтись более понятным термином “культура”. А если генетически, то давайте это докажем!

На самом деле психоанализ Фрейда со всеми последующими изводами, включая юнгианство, не был наукой. Это было философское “пересечение Рубикона” в те дебри души, куда прежде не заглядывали. Быть может, ту реку правильнее назвать не Рубиконом, а Стиксом.

И вот тут мы оказываемся перед (временно ?) неразрешимым вопросом: а что является носителем сознания на индивидуальном уровне? Почему у нас, людей, похожие страхи? Если конкретный страх тот же, что у животных, можно допустить, что он как-то закодирован в геноме (поскольку иного способа передачи информации ученые еще не обнаружили). А как быть, коли страх исключительно человеческий, что его передает?

Готов предположить, что некоторые страхи связаны с особенностями устройства человеческого сознания, например, так называемые “система 1” и “система 2” (“слон” и “наездник” в интерпретации Хайдта). Эти особенности не жестко диктуют наличие страха или некий выверт психики, но наиболее вероятные места “поломок” или возникновения проблем.

Тем не менее данный ответ не помогает понять, что именно происходит в сознании, почему у Васи “сломалось”, а у Тани нет. И в чем именно заключается “поломка”?

Мы знаем, что в мозгу имеются связи между нервными клетками, хотя не совсем четко представляем, как из передачи химических веществ между клетками или электрических импульсов между ними возникают мысли и ощущения. Ученым еще предстоит разобраться, возникновение, к примеру, страха – это сформировавшиеся новые связи или плохо работающие старые?

И если нам еще не ясно, как происходит передача информации внутри мозга, то внутри культуры отследить распространение новых запретов (или наоборот – исчезновение оных) достаточно легко.
Подчеркну, я говорю о распространении, а не о зарождении: появление новой идеи, включая идею морального неприятия чего-либо, скорее всего, происходит на уровне личности (и пока за пределами наших научных знаний), а вот передача ее, т.е. формирование культурной нормы, становящейся тем, что Юнг назвал архетипом и относил к “коллективному бессознательному”, доступно для наблюдателей.

Пытаясь навязать окружающим запрет, кажущийся правильным, люди быстро обнаруживают, что получается навязать только тем, кто зависит от них в той или иной форме. Что в свою очередь означает ограниченность влияния большинства – их собственными детьми.

Запрет, насильно навязанный детям, приводит к появлению комплекса или нескольких, вплоть до невроза. Самостоятельная борьба с неврозами сводится к тому, что люди коверкают жизни собственных детей в противоположную сторону: себя исправить не получается, а на детей вываливается компенсаторная реакция. Отсюда колебания в распространенности страхов в разных поколениях. И невротическое сродство между внуками и дедами – в смысле похожести неврозов у тех и других.

Можно сказать, что культура группы – носитель коллективного сознания данной группы. Но только в той мере, в коей обсуждаемая группа отличается от других человеческих коллективов.

Наша биологическая природа – еще один носитель коллективного сознания, на более общем, все-человеческом, уровне, иногда захватывая и представителей иных видов.

Тем не менее можно ожидать, что в течение ближайших десятилетий нейрофизиология, психология и прочие “науки о мозге” смогут приподнять завесу и над носителями сознания на уровне индивидума.
Допускаю, что открытие это будет означать крах всех идей о “записи” личности на компьютерный носитель, т.к. большая часть окажется абсолютно случайна, а всё в целом крайне зависимо от гормонального фона.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s