Бетховен и Брамс

В среду Торонтский симфонический играл под управлением немецкого дирижера Кристофа Кёнига.

Вечер начался с прелюдии к опере “Гензель и Гретель” немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка. Если честно, то дирижер не смог удержать оркестр, медные духовые особенно отличились, но шероховатости были почти у всех групп инструментов. Я был крайне разочарован, ко всему уже позже выяснилось, что музыка довольно очаровательна, впрочем до шедевра ей и в хорошем исполнении далеко.

Далее в программе был Четвертый фортепьянный концерт Бетховена, который за последние полторы недели я слушал уже в третий раз (два предыдущих описаны тут). Солировала аргентинская пианистка Ингрид Флитер


Цимерман и Бернстайн

И, видимо, такое обилие эмоций и интерпретаций одного произведения за относительно короткий период “пробило” меня на довольно яркие впечатления, кои успел записать во во время концерта.

Не совсем с самых первых минут звучания, но представилось следующее:

Волны струнных поднимают вверх, а стакатто рояля словно россыпь жемчужин, свалившихся с разорванной нитки бус. И в душе появляется ощущение, что одна стихия их рождает. Вроде бы. Но как они отличны!
… И всё разбивается о рифы духовых…

Смех ребенка и плавный шум ветра в листве деревьев, шуршание трав.. То-ли летний день, то-ли воспоминание о нем.

И тут же капель и весеннее журчание ручейка, в котором сталкиваются еще не успевшие растаять льдинки.

Вялый дождик сквозь солнце, когда не ясно, радоваться или плакать. И только дождик прекратится – легкий порыв ветра приносит прохладу.

Вдруг в поздне-весенний день налетает град. И градины бьют больно, но при этом хочется смеяться и прыгать по уже зеленой траве и желтым одуванчикам, поскольку белые одуванчики разлетелись пухом в первые секунды градопадения.

Плещущиеся в мелкой речушке дети. Но они слишком далеко, чтобы услышать слова, а крики становятся невнятными междометьями, отделяемыми, как знаками препинания, шлепками по воде.

И под занавес первой части – поздне-осенний ветренный день, когда голые ветки бьют в стекло…

И после этого мрачное предчувствие зимы – вторая часть.

Завывает ветер, по отсутствию снега, так и не дозревший до вьюги. А огонь в камине затихает, угасает, еле теплится… И кажется, что комната застынет в несколько мгновений.
Но вмето холода подкрадывается дремота. И образы мелькают будто во сне – такие яркие, что их не разберешь и не поймешь.
Хотя и чудится – еще секунда и вот-вот узнаешь… Или припомнишь… Но нет – всего-лишь ощущение де жа вю без узнавания.

Как будто спишь, и вдруг весна приснилась, со всеми позабытыми ароматами и песнями пернатых.. И видишь всё сквозь легкую, колеблющуюся дымку…
Нет, видеть не видишь, но убежден, что, кажется, узнал!

Знакомые абрисы, привычные звуки, да только это сон, в котором тщишься и никак не можешь вспомнить.

И тут же сон оказывается недоигранной в детстве игрой. Радость переполняет тебя – можно играть вечно. Чтобы спустя сотню мгновений осознать, как это грустно – вечно играть и никогда не наиграться.

Становится зябко от такой мысли, но от этих, бегущих по коже мурашек еще глубже засыпаешь. И волна несет тебя по морю, постепенно исчезая в виде воды, но продолжая нести куда-то дальше, меж звезд.

И случайно задевая о звезду, извлекаешь чистейший звук. И вот уже начинаешь намеренно трогать звёзды, мимо коих несешься. А если не достаешь, то хотя бы дергаешь за лучики света, тянущиеся от них.

Но нет, это не звёзды, а ракушки, кои подбрасываешь своими, вдруг уменьшившимися ладошками. И кричишь от восторга. Кричишь так громко, что просыпаешься!

Пианистка завела зал, истерические крики браво звучали уже после первой части. Воодушевленный ею оркестр начал следить за указаниями дирижера и заиграл почти чисто.

На мой вкус до уровня Гаррика Олсона ей далеко, но сравнительно с выступлением Лонгворфа разница в оркестровой мощи и мастерстве дирижера была весьма зрелищна.

После антракта – Первая Брамса


Берлинский Филармонический

Вошедший во вкус чистой игры оркестр и нашедший к нему подход молодой дирижер демонстрировали, что не зря симфонию называют “Десятой”, намекая на достойное продолжение Брамсом традиции Бетховена.

Я впервые был вынужден признать, что первый кларнет оркестра Хоакин Валдепенас – большой молодец. Он местная звезда, но я всегда считал, что похвалы в его адрес не совсем заслужены.
Первый гобой – Сара Джефри, первая флейта – Нора Шулман и даже первый фагот Майкл Свинэй радовали больше обычного. К чести Кёнига отмечу, что и валторны с тромбонами он уже смог более-менее контролировать.

Одним словом, концерт на круг оказался отличным! 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.