Бетховен. Две версии.

В прошлую субботу ходил на концерт Торонтской симфониетты и пианиста Питера Лонгворфа (Peter Longworth) – в программе Бетховен Увертюра из “Кориолана”, Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром и Четвертая же симфония. Но до того, в воскресенье 28 апреля, я ходил на концерт Шведского камерного оркестра и пианиста Гаррика Олсона (Garrick Ohlsson) с практически такой же программой – только симфония была не Четвертая, а Третья (Героическая).

Итак, “Кориолан

Венский Филармонический

Мощная музыка и тихие намеки на будущие проблемы. Героизм и разрушаемая им покойная размеренная жизнь. Напряжение нарастает, слушателей затягивает в пучину музыкальной драмы. И когда кажется, что сейчас всё разрешится, композитор обманывает нас и швыряет в еще более глубокую пропасть, чтобы потом подкинуть на более страшную высоту… И так несколько раз… В результате фантастическое эмоциональное воздействие!

Шведы под управлением датчанина Томаса Даусгаарда (я слушал Торонский симфонический под его управлением в 2009 и 2010 – вот только клипы в заметках потерялись) были великолепны, почти на уровне венцев! Дирижер не только удерживал медные духовые под контролем, но и интерпретация его была близка мне по духу.

Торонтская симфониетта старалась, но была на порядок хуже: я постоянно замечал мелкие шероховатости и заметные огрехи, что в том числе было следствием малочисленности оркестра (если, к примеру, контрабассов 6, то ошибка одного будет замыта, а если он один, то она будет “возопить к небесам”).

Потом Четвертый фортепьянный концерт:

Венский Филармонический и Кристиан Цимерман

Дело в том, что премьера “Кориолана” была представлена Бетховеным в марте 1807 года вместе с премьерами этого концерта и Четвертой симфонии.

Со Шведским камерным играл американский пианист Гаррик Олсон, в 1970 году победивший на конкурсе Шопена (я его слышал с Торонтским симфоническим в в 2011), а с Симфониеттой – куда менее известный британский канадец Питер Лонгворф. Тем не менее восторг от игры солиста у меня был сходный, разница была в оркестрах.

Как можно заметить, в Увертюре и Концерте есть некоторое сходство: например, тихая тревожность, сменяемая более громкой нервичностью, героические и триумфальные нотки.

Вообще лично для меня это самый человечный концерт Бетховена, способного, как известно, сочинять и “нечеловеческую музыку”. Но никакого уничижительного оттенка в свою характеристику я не вкладываю: концерт гениален, но при этом доступен пониманию нас, обычных людей. И даже грусть в нём не ангельская, а понятная…

Олсон довольно много играл на бис, поставив на уши публику в Королевской консерватории.

После антракта шведы и Даусгаард представили “Героическую“:


Неизвестный оркестр, зато наглядно 🙂

Хочется думать о Наполеоне – без проблем, но мощь природы не менее впечатляющая – только вглядись по-пристальней.
Шведский камерный звучал божественно, как настоящий “большой” оркестр, хотя их всего 38 человек. Впрочем во времена Моцарта примерно таков был размер стандартного симфонического оркестра, т.е. ранние симфонии Бетховена еще можно “потянуть” без значимой потери качества. Что и было продемонстрировано 🙂

Восторг зала был диким. Пожалуй, если не вспоминать пропущенный мной концерт Венского Филармонического, это был лучший концерт сезона в категории камерных и симфонических.

Гастроли данного оркестра пропускать не стоит!

Торонтская симфониетта в отличие от шведов не стала отходить от заложенной композитором традиции и исполнила Четвертую:


Венский Филармонический

После антракта музыканты играли заметно лучше, разумеется, мелкие ошибки случались, но реже, чем в первом отделении. Уж не знаю, что на них подействовало.

Я попытался проанализировать, чем же Четвертая хуже Третьей. И вообще в чем загадка четных симфоний Бетховена, почему они хуже нечетных?
Ответ я не нашел, но подумалось, что и четные хороши, нет у меня никаких претензий к Четвертой… Да, чего-то ей не хватает относительно Третьей или Пятой, но может быть это лишь небольшие колебания в настроении и творческом подъеме композитора? Обыкновенная регрессия к среднему (regression to the mean), только в данном случае достичь такого “ухудшения” было бы громадным подъемом для многих известных композиторов. Масштаб у гения иной, чем даже у талантов.

На круг, если учесть кондитерские радости прошлой субботы и иные факторы, настроение после концертов было одинаково хорошее, пусть вклад музыкальных коллективов в него и не совпадал 🙂

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

One Response to Бетховен. Две версии.

  1. Pingback: Бетховен и Брамс | khvostik

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s