Надя Салерно-Зонненберг

Сейчас я не могу понять, на основании чего решил, что Салерно-Зонненберг – великая скрипачка. Видимо, какие-то клипы на YouTube навели на такое заключение. Как бы то ни было 19 апреля она первый раз выступала в Торонто: вместе с пианисткой Энн-Мари МакДермотт она собрала зал в Королевской консерватории.

Концерт открылся Зеркалом в зеркале Арво Пярта. Я изначально был настроен перетерпеть эстонскую жуть, потому спокойно высидел во время 4-минутного музыкального стыдобища.
Дальше без перерыва шла Скрипичная соната Прокофьева:


Ойстрах и Рихтер

При том, что я очень люблю Прокофьева, я страдал. Дело было не просто в отсутствии резонанса, но в некоемом “анти-резонансе”: всё моё существо восставало против звучавшего со сцены.

Я не могу назвать произведение какофонией или сумбуром, но вроде бы внятная музыкальная речь может быть столь бессмысленной и корявой, отталкивающей и одновременно гармоничной.

Если честно, то я был совсем в шоке. Хлопать я не стал, но вежливая канадская публика готова поощрить любое выступление.

Кстати, Ойстрах, безусловно, гений, но Салерно-Зонненберг не могла быть хуже с данной, “неперевариваемой” музыкой. Не знаю, были ли в ее исполнении ошибки, только мое впечатление было столь же мрачным и муторным.

По счастью я не ушел во время перерыва, т.к. жуть была перекрыта Скрипичной сонатой Сезара Франка:


Вадим Репин и Николай Луганский

Франк не был безнадежно гениален, как Прокофьев или Шостакович, но он старался в каждом сочинении много больше. В том числе поскольку решил ограничить себя в каждом музыкальном под-жанре одним произведением. Засим выкладывался по-полной, не оставляя ничего “на потом”.

Проникновенная, романтичная, тонкая музыка, в коей душа-скрипка переговаривается со сложным фоном из разумных доводов и эмоций, обеспечиваемых роялем.

Репин великолепен, но и Надя Салерно была на уровне! Да и ее пианистка не особо уступала Луганскому (очень хочу послушать его вживую, но за последние годы он в наши края не приезжал, потому я пока вынужден ограничиваться записями).

Заслуженная овация зала, но если честно, то такой неудачный выбор музыки для первого отделения я бы определил как провал. И фантастически тонкая и проникновенная музыка Франка должна была спасать напрасно испорченную ситуацию.

Как скрипачка Салерно-Зонненберг неплоха, но не более того.

This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

