“Саломея”

Вечером в четверг был приглашен на генеральную репетицию оперы Рихарда Штраусса, которая будет идти с 21 апреля по 22 мая в Канадской опере. Нынешняя постановка – воспроизведение версии кинорежиссера Атома Эгояна и художника Дерека МакЛэйна от 2002 года.

Salome - COC - 3

Отталкиваясь от пьесы Оскара Уайлда (в переводе на немецкий Хедвига Лахмана), Штраусс создал одноактную, но очень ёмкую и мощную драму.


Эрика Саннегард

Начнем с труппы. Как и в представленном клипе, в титульной роли была шведско-американское сопрано Эрика Саннегард с потрясающе чистым и выразительным голосом. Если вспоминать идущую параллельно в той же Канадской опере “Лючию ди Ламмермур”, то Эрика обладает всеми данными для исполнения партии Лючии в отличие от Анны Кристи. И чтобы дважды не вставать, занятый в роли Артуро в “Лючии” Натаниэль Пик, в “Саломее” в роли начальника стражи Нарработа, и его герой тоже не особо задерживается на сцене по той же причине – насильственной смерти из-за женщины.

Великолепный немецкий баритон Мартин Гантнер в роли Иоканаана с 7 мая (и до конца) будет подменен Аланом Хелдом, коего я не слышал. Немецкая меццо Ханна Шварц (Иродиада) и израильское меццо Майя Лахьяни (паж) были очень хороши, но Саломея легко затмевала их.
Ирода исполняет сильный канадский тенор Ричард Маргисон.

Я бы не цеплялся к дирижеру Джоханнесу Дебюсу, но он отнюдь не превзошел сам себя, позволяя оркестру по мелочи ошибаться здесь и там.

Теперь о художественном решении. Самый большой прокол постановки – “танец девяти покрывал”, поставленный Сержем Беннатаном. По замыслу танец должен довести Ирода до иступления, чтобы предложил Саломее хоть пол-царства, хоть что угодно. Для этого танец должен быть хоть минимально чувственным, как, например, здесь:


“Ковент Гарден”

Очень телесная, чувственная, бесстыдная до пошлости музыка требует соответствующей хореографии. Для особо бездарных – а-ля танец живота. Увы, Эгоян и его хореограф провалились с жутким треском, хотя художник-постановщик и прикрыл из бездарность занавеской, на которой бездарность стала тенью, т.е. не раздражала сверх меры.

Одновременно с этим художник выбрал странные с точки зрения любой эпохи костюмы:

Salome - COC - 2

Впрочем в основном белые одежды у большинства персонажей и красные накидки у Ирода и Иродиады смотрелись неплохо.

Сложная конструкция на сцене:

Salome - COC - 1

меня сначала смущала, а потом я смирился с данным решением. Определенные задачи она решала и неплохо: например, демонстрацию многоуровнего дворца со стражей на верху, тюрьмой в “подвале” и основным действием на среднем уровне.

Режиссерское решение Атома Эгояна использовать видео для иллюстрации пения скрытого от зрителей Иоканаана мне показалось слабым. Возможно, в 2002 году оно и было новаторским, но не в 2013.

Теперь о собственно опере и ее психологической подоплеке.

Обвинения пророка в адрес Иродиады основывались на том, что она вышла замуж за Ирода Антипу после брака с его сводным братом Иродом Филиппом (после смерти последнего). Поскольку от первого брака у Иродиады была дочь, то говорить о левиратном браке не приходится. Да и вообще в династии Иродиадов количество родственных браков создавало дикую путаницу в определении, кто кому кем приходится.

Еще один момент – Ирод Великий и его потомки были идумеяне, обращенные в иудаизм во втором веке до н.э., то есть на прямую связь с Домом Давида они претендовать не могли, да и к патриархам имели отношение довольно косвенное (но все же имели, как и арабы, если отталкиваться от Ветхого Завета). Иудаизм же в эпоху после Маккавеев-Хасмонеев жил мессианскими ожиданиями, но ждали царя из рода Давидова, а не кого-то с боку-припеку.

И вот Иоканаан обличает царицу, но он не доходит до имен, его проклятия расплывчаты, как это часто бывает. Он смел, но не безумно мчится к смерти, надеясь избежать ее как можно дольше. Вообще нравы у Иродиадов во дворце были явно не по нраву большей части иудеев (хоть саддукеев, хоть фариссеев, хоть любой из прочих групп).

И Саломея, как и ее отчим Ирод Антипа, мать Иродиада, знает о том, как ее осуждает народ, включая учителей и пророков.

Влечение Саломеи к Иоканаану исключительно телесное, она говорит о его теле, подобном колонне из слоновой кости (что весьма странно для отшельника, бродящего под солнцем в рваной одежде), о его красных губах…
Тут я не могу не обратиться к “The Handicap Principle” Амоса Захави: ярко красные губы, как и белые зубы, говорят об исключительном здоровьи пророка, т.е. он как раз тот самец, от коего стоит завести потомство. С точки эволюционной теории, разумеется.

Salome - COC

Саломея рисует губы Иоканаана, чувственные до непристойности

Однако не всё так просто в либидо девушки: она знает – и ее мать ей постоянно подчеркивает, – насколько ее жаждет Ирод Антипа, она легко могла бы сама стать царицей, а народ ненавидел бы ее ничуть не больше, чем Иродиаду – такой вариант запретных отношений или чуть отличный, разницы никакой, коли по Торе за оба варианта наказание одно – смерть.
И тем не менее Саломея выбирает путь любви, который одновременно путь смерти. Эдакий, если вспомнить дедушку Фрейда, Эрос Танатоса.

В последней сцене с отрубленной головы Иоканаана на белый наряд Саломеи стекает красная кровь, оставляя большое пятно в районе бедер: режиссер и художник словно бы подчеркивают, что через свою смерть пророк – отшельник, между прочим, – все же сделал героиню женщиной.

Добиваясь возможности поцеловать Иоканаана Саломея идет на нарушение всех табу. Потому ее смерть смахивает на самоубийство, пусть и чужими руками. Что характерно, ее мать, Иродиада, понимает, к чему движутся события, и активно подталкивает девушку: и от обличителя избавиться, и от соперницы в лице собственной дочери.

Дочь, кстати, демонстрирует к матери взаимные чувства.

Иоканаан называет Саломею “дщерью Содома”, ну, и, разумеется, “вавилонской блудницей”. Если вспомнить историю из книги Бытия, то Лот предложил жителям Содома своих не знавших мужа дочерей вместо прохожих (ангелов), а жители отказались, т.е. “дщерь Содома” – ругательство, но для женщины, коей никто не интересуется по причине ориентации.
Возможно, пророк – в интерпретации драматурга и либреттиста, – представлял себя ангелом, а Саломею заместительной жертвой, которую должно отвергнуть, дабы исполнить волю Всевышнего.

Влечение Ирода к падчерице имеет те же биологические характеристики, что и у девушки – к Иоканаану: ярко красные губы, говорящие о здоровье, сильное тело… Но за этим стоят еще и библейские аллюзии: поэтика а-ля “песнь песней” намекает на Соломона, сына Давидова, тоже искавшего молоденьких для борьбы со старостью, а искушение Саломеи красными фруктами – явный намек на соблазнение Евы змеем. Ко всему прочему, похоже Иродиада не могла родить Ироду Антипе детей, а вот молодая Саломея вполне могла стать для тетрарха (правителя четверти разделенной Иудеи) матерью его детей, его Евой – “матерью всего живого”.

В телесной страсти Саломеи есть и духовный подтекст: прикосновение к святому человеку очищает, а она, понимая греховность собственной жизни (с точки зрения иудаизма), не может измениться, но хотела бы. Саломея грешит, но ради того, чтобы избавиться от грехов и не совершить еще более тяжкий грех, чем все ее предыдущие – не уступить отчиму в его похоти.

Относительно небольшая – один акт, всего час сорок, – опера, но глубокая, сложная, заставляющая задуматься. Плюс бурная, как океан, музыка и божественные арии. Да и ангельский голос Эрики Саннегард заслуживает внимания всех любителей прекрасного. Одним словом, крайне рекомендую!

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.