Этика им. Менгеле

В “Журнале медицинской этики” в прошлом году вышла статья, предлагающая расширить понятие аборта до убийства уже рожденных детей.

Итальянец и австралийка предлагают следующий подход:
– если плод несет риск для физического или психического здоровья матери, то аборт оправдан;
– если плод здоров, но является “тяжелым бременем” для женщины или “уже имеющихся детей”, то аборт опять же оправдан;
– некоторые пороки развития и генетические дефекты не обнаруживаются во время беременности (в качестве примера зачем-то упоминается синдром Тричера-Коллинса, наследуемый по аутосомно-доминантному типу, вполне совместимый с жизнью, хотя и требующий в некоторых случаях хирургического вмешательства, а вот 36% недиагностированных случаев синдрома Дауна – серьезный звоночек для европейских акушеров и генетиков);
– поскольку эвтаназия делается в интересах самого человека, т.е. в данном случае термин не подходит, а инфантицид (убийство детей) звучит плохо, лучше использовать термин “послеродовой аборт” – оксюморон, но звучит успокаивающе;
– с точки зрения морали плод и новорожденный имеют одинаковый статус, и с точки зрения морали им нельзя повредить, не дав развиться во взрослого человека.

Правда, замечательно?

В Филадельфии одного доктора-абортолога поймали на том, что он родившимся живыми (в результате аборта на поздних сроках) перерезал шею. Такое вот практическое воплощение теоретических изысканий.

Но вернемся к замечательной концепции. Итак, если очередной ребенок является помехой матери, то нужно сделать аборт или убить сразу после рождения. Только зачем ограничивать себя пределами родильного зала – и в год-два-три-пять точно также можно убить, если ребенок мешает матери или старшим братьям-сестрам.

Если свести индивидуума к тому, кто способен ставить цели и переживать, что они не достигнуты, то множество животных должны получить тот же статус, что и люди. И если, вслед за авторами, мы говорим, что будущее новорожденного – лишь проекция, мыслительная конструкция других людей, то чем лучше планы у нас, взрослых людей, включая австралийских ученых, коли это лишь мечтания, желания – одним словом, нематериальная фикция.

Говоря о том, что новорожденный – потенциальный человек, то с какого момента человек, наконец, достигает своего потенциала? И в какой момент его исчерпывает? И что делать с теми, кто личность в прошлом, а сейчас – “растение” или “моральный урод”?

С точки зрения этики, нормальной, а не социалистической в ее национальном (Менгеле) или либеральном (товарищи Джубилини и Минерва) изводе, аборт – дело плохое, нечистоплотное. Контрацепция – дело личное, а вот аборт – уже нет. Часть тела женщины – яйцеклетка с половинным набором хромосом, тогда как оплодотворенная же яйцеклетка, начавшая делиться, не часть тела женщины, но другой организм, временно зависящий от женщины. Причем зависимость этого организма от поддержки не заканчивается с родами, а продолжается еще несколько лет, т.к. самостоятельно ребенок первые годы жить не может.

Аборт – с этической перспективы, – вредит всем вовлеченным сторонам – женщине, мужчине, врачу, медсестрам. С определенной натяжкой, но все же рискну сказать, что смертная казнь сходным образом вредит судьям, палачам, свидетелям. Подчеркиваю – исключительно в этической плоскости. Да, это не единственно возможный подход к событиям, но я не хочу обсуждать экономические, к примеру, аспекты, отталкиваясь от статьи по медицинской этике.

Левые либералы, ныне оправдывающие и пропагандирующие аборты, в 1920-30-ые поддерживали евгенику. Именно евгеника подвела нацистов к стерилизации “некачественных” – умственно-неполноценных, сумасшедших… И дошла до экспериментов Йозефа Менгеле.

К слову сказать, сам Менгеле никого – по его собственным словам, – не убивал, давал детям сладости, заботился об их благополучии… До того момента, когда надо было начинать эксперименты или отправлять на смерть. Да и Гитлер со Сталиным вряд-ли кого-либо лично застрелили.

Если честно, то я не удивлен появлением подобной статьи: защита сомнительных в моральном плане действий неизбежно подводит к совсем экстремистской позиции, спокойно перешагивающей через человеческие жизни.

Возможно, аборт как этическую проблему следует рассмотреть более серьезно, обсудив все альтернативы, но я пока не готов замахнуться на столь масштабный проект, т.к. начать придется с ценности жизни человека и человечества, пользы и вреда семьи, родной и приемной, приютов и детских домов, не забыв о моральных издержках контрацепции и секса (как и о положительных сторонах последних)… Не дилетантское это дело 🙂

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.