“Волшебная флейта”

Чуть побаловав себя на фестивале омаров (десерты там скучные, а омары лучше не дополнять мясом), субботним вечером примчались на первое (в этом сезоне, т.к. это восстановление постановки 2006 г) представление сказочно-хулиганского шедевра Моцарта в барочной Opera Atelier.

Magic flute 1

Заказывая билеты, я не обратил внимание на то, что петь будут не на немецком, а на английском. Но в остальном – никаких сюрпризов: ничего выпендрежного от художника-постановщика Джеральда Гаучи, стандартная режиссура Маршалла Пинковски, отличная работа художника по свету Бонни Бичер и несколько великолепных голосов.
Если совсем честно, то я шел ради Амбур Брейд: услышав ее в прошлом году в Семеле, я понял, что пропустить ее как Царицу Ночи было бы кощунством.


Великая Диана Дамрау

Видеоклип сравнивать с живым исполнением глупо, но Брейд была божественна! Она ничуть не уступала великим колоратурным сопрано ХХ века.

И здесь нельзя не остановиться на вполне естественном вопросе: а почему Моцарт так мало дал нам насладиться одной из лучших партий, почему Царица Ночи выходит всего несколько раз на несколько минут?
Безусловно, австрийский гений мог придумать более длинные арии или увеличить их число, но он по какой-то причине был предельно лаконичен в отношении данного персонажа. Возможно, дело в технической сложности (чтобы исполнительница не сорвала голос?), а быть может – в необходимости контраста с менее яркими ариями. Да и либретто накладывало свои ограничения. Но нельзя не пожалеть о том, насколько ярче могла бы быть эта и без того потрясающая опера.

Magic flute
Царицу Ночи (Ambur Braid) спустилась с “неба”, как Луна, и наставляет дочь с помощью вышепрозвучавшей арии.

Из других исполнителей выделю красивые сопрано Лауры Албино (Памина) и Карлы Хахтанен (Первая дама и Папагена). С натяжкой можно похвалить Хоао Фернандеса (Зарастр), а вот Колин Айнсворф (Тамино) и особенно Оливье Лаяьер (Папагено) откровенно не тянули. Magic flute - papageno

Хотя последний дурачился на всю катушку, чем сделал и без того комическую роль совсем пародийной.


Папагено зовет Папагену и таки дожидается, чтобы спеть дуэтом

Волшебная флейта” не просто стёбная сказка. Начнем с того, что женские и мужские персонажи практически четко делятся по водоразделу “Инь-Янь”: женщины темны, опасны, злы, мужчины – наоборот, положительны. Это касается и второстепенных персонажей: духи-гении хорошие, а дамы-воительницы плохие. Есть пара исключений: Памина, хоть и дочка Царицы Ночи, но на стороне добра, (как и появившаяся в самом конце Папагена), тогда как мавр Моностасос – однозначно негативен.

Второй очевидный момент – созвучие имен пар: Тамино – Памина, Папагено – Папагена.

Но есть и менее заметные вещи. Восхваляющий собственную доброту Зарастр не стесняется лицемирить через несколько минут после того, как отдал приказ наказать мавра. Более того, волшебник и жрец добра и мудрости не смог разобраться в личности мавра, служившего ему много лет.

Папагено – явный прообраз осла из “Шрека”, но при этом и самого Шрека: принцессу находит и спасает не принц Тамино, но вынужденный помогать последнему птицелов – чем не параллель с вызволением Фионы зеленым огром?

“Панковость” оперы проявляется, в том числе, и насмешкой над принцем: хорош герой, теряющий сознание перед лицом опасности? Женственность Тамино еще и в том, что к нему относятся, как к барышне – придворные дамы расхваливают его красоту, а Памина влюбляется в его внешность с первого взгляда.

Неуверенная в себе и готовая подчиняться кому угодно – хоть матери, хоть волшебнику, – принцесса Памина готова закатить истерику по малейшему поводу: если Тамино молчит во время испытания в храме, она теряет любовь и готова подчиниться приказу Царицы Ночи убить волшебника Зарастра, казавшегося ей несколько минут (или часов) назад благодетелем.

Волшебность сюжета сближает его с историями-снами, где явь – это кажимость, невозможное – неизбежно, а персонажи превращаются друг в друга или обмениваются качествами и чертами.

Сон, как ему и следует, заканчивается с первыми лучами солнца. И в бодрствующем состоянии практически не поддается пересказу. Но оставляет воспоминание о чем-то дивно-прекрасном, куда хочется возвращаться.

magic_flute 2

Оркестр “Таффель-мьюзик” был на высоте. Подтанцовка не мешала. Но ради нескольких женских голосов сходить стоит!

Попробуйте использовать код “TFCM” – не уверен, но он, может быть, еще дает скидку в 20%. Представления продлятся до субботы включительно.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.