Песах. Послесловие

Последние пару недель канадско-еврейская (англоязычная, разумеется) пресса вывалина на читателей множество статей, писем, комментариев на тему Песаха (еврейской Пасхи). Подобный шквал пережили читатели российской прессы в связи со смертью Березовского. Даже накал банальностей и глупостей был сходным. Другое дело, что Песах случается каждый год и сказать новое заметно сложнее, чем на смерть человека (событие, обычно, однократное).

Собственно семь (в диаспоре – восемь) дней Песаха должны укрепить связь с прошлым и символизируют как-бы-освобождение от рабства, аналогичного египетскому.

Ни одна религия не может быть рациональной и базироваться на фактах. Иудаизм не исключение. Ключевым моментом празднования Песаха должно бы стать объяснение, что евреи не были в рабстве в Египте и не выходили оттуда так, как описано в Торе (Пятикнижии Моисеевом). Такой вот неприятный исторический факт, с коим серьезные историки и археологи не спорят. Но философская концепция происходящего в этом случае станет слишком сложной для понимания. Засим ее опускают. Хотя (якобы) тертулиановское “credo quia absurdum” в данном случае бы очень подошло.

Дни без “квасного” имеют ту же самую задачу, что посты в христианстве: вырвать человека из привычного, осложнить его жизнь, чтобы он не чувствовал себя комфортно.
Как сказал Николай Степанович:
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.

Именно к этому равенству “земное=ненужное” и сводится маркетинг любой религии. Последняя пытается “продать” (а иногда и без кавычек!) “будущую жизнь” – нечто непроверяемое, нематериальное, неосязаемое, неуловимое, требующее безоговорочной веры. Продать такую неконкретность заметно легче, если сделать нынешнюю жизнь менее удобное и простой.

Все мы, люди, привыкаем к определенной рутине, позволяющей “наезднику” в нашем сознании дремать, пока “слон” в сознании бредет привычной дорогой. Легче не думать, чем думать. И вдруг “слона” лишают привычной пищи, словно заставляя идти по непривычной и сложной тропе, где каждый шаг он должен выверять с “наездником”.
Полу-сонный и не особо воспринимавший происходящее в течение “нормальной” жизни “наездник” вынужден проснуться и наблюдать происходящее. И наблюдает он нечто непривычное, сложное, связанное с религиозным культом. Раньше не замечал толком ничего, а сейчас замечает – и начинает думать, и придавать замеченному большее значение (по контрасту с почти не заполненным фоном). Так религия получает псевдо-рациональное оправдание.

Второй важный момент маркетинговой стратегии религии – унижение физиологических желаний. От запрета на супружеский секс до запрета на употребление определенных продуктов в течение некоего срока (или вообще еды в течение светлого времени суток).
С точки зрения вкусовых ощущений кошерная кухня весьма ущербна (речь не об отдельных блюдах, но о кухне в целом). Но во время Песаха скудновкусие доходит до апогея (гастрономические издержки христианских постов оценить не могу). Поскольку во время Песаха ортодоксальные иудеи не работают, то чтобы отвлечься от непривычной еды приходится думать о чем-то ином, т.е. с большой вероятностью о Боге. Или притворяться, что о Нем думаешь. И в конце концов в собственное притворство начинаешь верить.

Религия в обозримом будущем никуда не денется из жизни большинства людей. Распространение атеизма в обществе идет скорее по пути вытеснения церквей на периферию социальной жизни, чем принятия массами на 100% научного мировоззрения. Еще долго религии будут формой наиболее простой самоидентификации групп внутри общества. Потому наблюдать за подсознанием ближних, приоткрывающемся во время религиозных церемоний и праздников, полезно и интересно.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.