“Любовь Аполлона и Дафны”

Вечор, отведав оленины в Le Trou Normand, отправились на концертное представление барочной оперы Франческо Кавалли о любви бога к нимфе. Специализирующийся на “ранней” музыке коллектив Toronto Consort в пятницу и субботу представил канадскую премьеру оперы, созданной в 1640 году. Судя по минимальной информации в англоязычной Википедии, не удивляюсь, если это была и северо-американская премьера. Подозреваю, что на территории бывшего Союза это произведение тоже не звучало.

Для начала небольшой клип, чтобы создать настроение:


Какой-то театр “La Coruna”

Итак, как и в случае годовой давности с оригинальной “Кармина Бурана”, представление давалось в помещении церкви Св.Троицы. Кстати, обнаружилось, что там лучше сидеть на балконе, чем в партере.

Тринадцать музыкантов: дирижер за камерным органом (в данной методистской церкви полноценного нет), две блокфлейты (я ошибочно решил, что свирели), клавесин, барочная арфа, две скрипки, два альта, виола да гамба (похожа на виолончель, но 7 струн вместо 4), две теорбы (усложненная лютня с 14 или 19 струнами), контрабасс.

Полученные коллективом пожертвования позволили пригласить английского тенора Чарльза Дэниэлса, весьма известного в мире барочной музыки. Но поразили меня сопрано Доун Бейли и Мишель ДеБур, теноры Бад Роач и особенно великолепный Кевин Скелтон (я бы рискнул назвать его канадским ответом Филиппу Жарусски 🙂 ), плюс сопрано Меган Мур, певшая скорее мальчишеским альтом (не путать с низким женским голосом с тем же названием) партию Купидона.

Поскольку в интернете либретто нет, позволю себе кратко пересказать. Пока же предлагаю послушать арию Аполлона в исполнении высокого (haute-contre – не контр-тенор, не фальцет) тенора Андерса Дахлина

В Прологе, представленном в первом клипе, дети бога сна, принимающие разные образы (человеческие, зверинные и неодушевленных предметов), собираются посетить спящих людей.

Действие 1. Эос/Аврора – богиня зари, жалуется на старого мужа (Тифона), намекая, что нуждается в молодом любовнике (а чего можно ждать от произведения, созданного для венецианского карнавала? 😉).

Венера/Афродита жалуется Юпитеру/Завсу на издевательство Аполлона над ней и просит отомстить за нее. Зевс рекомендует Афродите использовать ее сына – Амура/Купидона. Последний соглашается отомстить Аполлону.

Нимфа Дафна, дочь речного бога, радуется своей свободе от всяких чувств и привязанностей (Кэтрин Хилл – самый большой прокол в труппе, она единственная, кто “не тянул”). Ее подруга Филена говорит о глупости молодости, упускающей возможность любить (карнавал же, как Вы помните 🙂)

Кефал, простой смертный, влюблен в Эос/Аврору. Эос тоже любит его и смеется над старым мужем.
Меж тем жена Кефала, Прокрида, переживает из-за утраты интереса мужа (меццо Лаура Падвелл была очень хороша!).

Действие 2. Аполлон в компании муз. Появляется Амур. Аполлон издевается над мальчиком-богом. Амур пытается отвечать, но в конце концов стреляет стрелой любви и смывается.

Аполлон видит Дафну и влюбляется. Дафна, знающая об отношениях бога с музами, отвергает его авансы. Дафна убегает, Аполлон преследует ее.

Между тем Эос собирается оставить Кефала, который страдает из-за своей тяжкой доли (Кевин Скелтон откровенно великопен!).

Действие 3. Спасающаяся от Аполлона Дафна обращается за помощью к отцу. Увы, речной бог не ровня Аполлону, но он может помочь дочери, обратив ее в лавровое дерево. Да, она лучше станет деревом.

Аполлон обнаруживает неприятный сюрприз: вместо девушки-нимфы перед ним дерево. И он начинает скорбеть о своей несчастной доле, смакуя собственные мучения. Именно эти терзания и озвучивал Андерс Дахлин во втором клипе.

На выручку приходит бог Пан, делящийся сходной проблемой: его волюбленная Сиринга обратилась в тростник. Но Пан нашел выход – сделал из тростника дудочку. Аполлон рад – из лавра он сделает венок, который будет носить не снимая 🙂

Занавес. Апплодисменты!

Помимо красивой музыки и голосов можно отметить несколько любопытных моментов, связанных с мифами.

Эос/Аврора выклянчила у Зевса бессмертие для своего мужа Тифона, но забыла попросить вечной молодости. Потому Тифон старел и в таком дряхлом состоянии находился крайне долго (по меркам Олимпа).
Что объясняет многочисленные любовные истории Эос со смертными.

Ни малейших оснований для такого утверждения у меня нет, но я бы рискнул предположить, что за этими мифами стояло одно из объяснений древними греками для утренней эрекции и юношеских поллюций.

История Кефала и Прокриды, в опере Кавалли данная лишь фоном для любви Эос и Кефала, на самом деле ждет своего экранного или сценического воплощения в духе курасавовского “Расёмона” (при этом необходимо наивное бесстыдство в духе П.П. Пазолини). Я представляю себе это как множество историй, рассказываемых разными людьми, мужчинами и женщинами, представляющими версии о том, как Прокрида изменила Кефалу, или не изменила, но намеревалась, или Кефал ей, или намеревался, или предложил себя в качестве “мальчика” переодетой Прокриде за волшебного пса и волшебное копье, как она соблазнила своего отца или была изнасилована им, как исцелила Миноса от интимного недуга (хоть вен.болезни, хоть импотенции), как соблазнила богиню-девственницу Артемиду или как та узнала, что служившая ей Прокрида – не девственница. Одним словом, сюжет до неприличия богатый 🙂

Кстати, в преследовании Аполлоном Дафны есть логичная версия, что он успел ее изнасиловать, а она только потом обратилась в дерево.

Но композитор предпочел остановиться на версии более целомудренной: Дафна не заинтересована в мужской любви или по причине фригидности (потому и стала деревом – темперамент такой), или по причине лесбийских наклонностей. И тут мы опять приходим к Артемиде, как символу девства, которую домогается родной брат, а Дафна, как ипостась Артемиды, желает избежать инцеста. Предпочитая смерть (обращение в дерево – смерть животного, движущегося, чувственного начала) неприемлемому моральному падению.

Даже если не вспоминать кофе с пирожными от “Рахье” и “Dessert Trends”, фазаний паштет и лягушачьи лапки в чесночном соусе, а также оленину с кровью, то опера была чудесным эстетическим впечатлением. Увы, в обозримом будущем в Торонто больше представлений не будет.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.