Разделяющая культура

Вчера утром, как всегда по субботам, шел в библиотеку, навстречу мне шли семьями ультра-ортодоксы из синагоги, и я понял, что и я им чужой, и они мне. Нас разделяет не столько религия, сколько культура.

Одна из важнейших функций культуры – самосохранение, что требует воздвижения стен на границе с соседями. Стены эти вполне материальны – одежда, манеры поведения, посещаемые места, что определяет круг общения и неизменность ценностей.

Если представить еврейский народ на шкале религиозности, то от светских (ВПС) к ультра-ортодоксам (носящим костюмы XVIII века) будут реформисты (либеральные клубы-синагоги, где раввином может быть и женщина, и голубой), затем консерваторы (более соблюдающие заповеди, не приезжающие в синагогу на машинах, носящие кипы, как минимум в субботу), затем ортодоксы (пытающиеся соблюсти максимум заповедей Торы, но без избыточного фанатизма).

За пять лет членства в Канадском еврейском конгрессе, год тусования с Еврейской лигой защиты и 13 годами наблюдений за происходящим в Торонто я рискнул бы очертить границы между культурами на для близкого мне еврейском примере.
Светские евреи и иудеи-реформисты ходят на концерты и в театры, городские библиотеки и митинги в защиту Израиля, они одеваются как большинство канадцев такого же социального уровня.
Иудеи-консерваторы и ортодоксы отличаются наличием кип и париков у женщин, но их изредка можно увидеть на концертах (в среду-четверг) и про-израильских мероприятиях. Но лишь крайне небольшая часть ортодоксов доходит до профанных мероприятий, прочие предпочитают вариться в своем, якобы духовном кругу.

Культура не сводится к тому, кто какую музыку слушает, но музыка связана с чтением, чтение – с другими искусствами, поведенческими моделями, поведение – с тем, насколько широк будет круг общения. Всё вместе определяет мировоззрение, иерархию ценностей.

Религия является разделяющим фактором, но степень религиозности разнится довольно сильно, потому я бы сказал, что если условно найти середину между совсем светским человеком и истово верующим, то где-то около этой середины и будет находиться разделяющий культуры барьер.
Поясню: светский еврей может общаться с евреем-реформистом, с евреем-консерватором может общаться, но брак почти невозможен, общение с ультра-ортодоксами по сути тоже.

Чтобы не замыкаться на еврейских примерах, можно посмотреть на выходцев из бывшего Союза: при обилии смешанных браков одна из сторон должна быть светской или как бы интернационалистической, а вторая – умеренно религиозной (если есть разница в вере) или националистической. Брак украинского националиста и русской развалится, как и брак вдруг вернувшегося к исламу татарина и не желающей менять веру белорусски.

Дело в том, что истовое следование религиозным доктринам или национализму уводит человека в иную культуру: из-за религиозных запретов или “борьбы с чуждыми влияниями”. Нет ничего плохого ни в запретах, ни в национализме. Но они воздвигают культурные барьеры, которые посторонние, т.е. не разделяющие абсолюто те же ценности, не могут преодолеть.

Будучи в Вашингтоне, перед самым Новым годом целый день провел в мизеях. Интересно, что в классической части Национальной галереи негров практически нет, а в музее современного искусства им. Хиршхорна достаточно много. Негры, ходящие на концерты классики, одеваются как белые. Негры, живущие с женами и детьми и, добавлю, ходящие в церковь, тоже; а вот среди тех, кто живет в негритянской культуре и одевается соответствующим образом, браки редки, в лучшем случае – недолгосрочное сожительство (как следствие, дети от разных мужчин).

Мышление человека целокупно, т.е. все части в мировоззрении хоть как-то да связаны. Даже с поправкой на значительную роль бессознательного, почти всегда можно отметить логическую связь между ценимым в разных сферах. Возможно, само подсознание не пускает нас туда, куда не хочет, не дает наслаждаться какой-то музыкой или неким искусством. Не суть важно, коли набор ценностей человека в общем формирует некий конгломерат, укладывающийся практически во всех случаях, в те или иные культурные рамки. Причем укладывающийся полностью.

Переход из одной культуры в другую возможен, труден, но возможен. Невозможно (на значительном временном промежутке) межеумочное состояние нахождения в двух культурах одновременно.
Можно любить рок-музыку и в остальном предпочитать более классические варианты, но я не встречал людей, способных удерживаться в двух мирах, придавая большое значение ценностям в двух и более сфрах в каждом. Да, доказательство слабовато, но оно хорошо укладывается в схему 🙂 Если оставить в стороне шизофреников, то большинство из нас не способны жить с расщепленным сознанием.

Возвращаясь к тому, с чего начал, рискну предположить, что расхождения между ультра-ортодоксальными иудеями и менее религозными будут нарастать, группы будут всё больше отдаляться друг от друга.

About khvostik

Это блог для тех, кто как и автор, предпочитает разбираться, а не верить. Что неизбежно приводит к отсутствию столь любимой многими однозначности и лёгкости при чтении. Мы живём в мире, где всегда есть "с другой стороны" (а нередко и "с третье", "четвертой" и т.д.). Потому некоторые тексты получаются длинными и отнюдь непростыми, т.е. требуют интеллектуальных усилий и от читателей. Что в свою очередь резко ограничивает аудиторию - любители задуматься толпами не ходят. Теперь собственно об авторе: живу в Канаде, в пригороде Торонто. Человек правых взглядов, мировоззренчески близкий к либертарианцам (направление, отстаивающее максимальную личную и экономическую свободу), но не состоящий ни в каких партиях. Стараюсь не повторять сказанное другими, во всяком случае в той мере, в которой знаком с этими мнениями (нельзя исключить, что во многих случаях к сходным выводам пришли и другие). На истину в последней инстанции или постоянную правоту не претендую, довольно часто ошибаюсь, но честно пытаюсь разобраться в вопросе, несмотря на собственную предвзятость и ограниченные знания. Хвостик - это имя кота. К автору проще обращаться по имени - Иван :)
This entry was posted in Uncategorized and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.